И с высоты нам шлет привет
Женщина врач, учитель, даже женщина полицейский, водитель — это стало привычным делом, и ни у кого не вызывает удивления. Но вот женщина, управляющая башенным краном, явление не столь распространенное. И хотя на строительстве Кафедрального собора была много раз, с крановщицей Галиной Васильевной Елисеенко познакомилась только тогда, когда мне не без гордости рассказал о ней прораб Клинцовского специализированного управления механизации Иван Васильевич Лысаков.
Ее рабочее место находится на высоте 72 метра над землей, где летают только птицы. Она уверенно ведет кран по рельсам, перенося грузы на нужную высоту и в заданную точку. Управлять такой техникой непросто. Это не автомобиль водить, болтая по мобильнику. Машинист башенного крана должен обладать массой качеств. Не бояться высоты, быть профессионалом высшего разряда – на такую стройку неопытных не направят, иметь хорошую спортивную форму – это вам не на пятый этаж подняться. Галина Васильевна минимум дважды в день проходит вверх и вниз более сотни перекладин металлической лестницы, продуваемой всеми ветрами.
Рабочий день на стройплощадке начинается в 8 утра, но строители приходят, конечно, раньше. Невысокого роста женщину я увидела сразу – она подходила к одному из вагончиков с двумя пластиковыми бутылками с водой. До этого я ни разу не видела ее здесь, так что ошибиться не могла. «Галина Васильевна…», — скорее утвердительно, чем вопросительно обратилась к ней. Глаза молодо сверкнули, и женщина приветливо поздоровалась со мной. На глупый вопрос, как она поднимается на такую высоту, ответил просто: «Ножками».
Заканчивая школу, большинство твердо знает, кем хочет стать, в какое учебное заведения поступать. Галина поступила в Клинцовский текстильный техникум, по окончании которого стала работать на отделочной фабрике. Но однажды в комитете комсомола ей предложили овладеть еще одной профессией – крановщика, а для этого следовало полгода учиться на курсах. И девушка согласилась. Так в 1981 году она приехала в Брянск и стала учиться. В 70 — 80-е годы в нашей стране велось масштабное строительство, рабочие руки были необходимы. Каменщицы, разнорабочие, штукатуры-маляры, машинисты башенных кранов – на эти специальности охотно брали представительниц слабого пола, и на стройках они трудились не хуже, а то и лучше мужчин, были более старательными, трудолюбивыми, дисциплинированными. Так что, когда 35 лет назад, в 1982 году, Галина Васильевна впервые поднялась в кабину башенного крана, никто не удивился. За эти годы на каких только стройплощадках ни трудилась Елисеенко. Работала в Брянске, затем – в Дятьково, поселках Ивот, Старь. Позже в составе «Спецстроя России» в Москве и Подмосковье возводила военные объекты: ГРУ, военную часть в Домодедово; в Снегирях — жилой дом для сотрудников Дома отдыха администрации по делам Президента. Среди последних объектов – новый корпус в «Затишье», многоэтажный жилой дом на проспекте Ленина в Клинцах. И вот теперь, впервые в жизни работает на строительстве Кафедрального собора.
За долгие годы Галина Васильевна привыкла к тому, что ее рабочее место не бывает ниже 50 метров. 60 — 70 метров подъема – дело обычное. Лестница поделена на несколько секций, каждая завершается площадкой, где можно отдохнуть. Всего необходимо пройти более ста ступенек. Как признается моя собеседница, если по-хорошему, то подъем занимает минут 10, если лениться, то 20.
И так каждый день: подъем — в 8 утра, спуск – в 6 вечера. Обедает в кабине крана. Кондиционера нет, в жаркую погоду по старинке открывает окна и двери – вот и вся вентиляция. Тут на улице изнываешь в тридцатиградусную жару, но можно иногда спрятаться в тень. А наверху, под палящими лучами солнца никуда не спрячешься.
Непросто работать и в ветреную погоду — кран начинает сильно шатать. Он-то и без ветра немного раскачивается, а когда сила ветра достигает 16 метров в секунду, тут уж не поработаешь. Приходится останавливаться и ждать улучшения погоды, коротая время за чтением и кроссвордами.
На вопрос, сложно ли женщине управлять таким большим краном, она ответила, что уже привыкла к трудностям. За последнее время башенные краны не сильно изменились, правда, стали более устойчивыми, и вместо 4 контроллеров стало 2, совмещенные. За один раз ее силач может поднять 10 тонн.
В семье Галины Васильевны давно привыкли к ее работе. Самостоятельной, по ее словам, она стала тогда, когда уехала в Брянск на курсы машинистов. Сейчас живет с 92-летней матерью в Займище, сестры, братья, племянники и внуки – в Клинцах, Москве, Питере, Балашихе. Звонят, интересуются, как прошел день. Племянница Ира однажды сказала: «Бабушка, ты у нас очень смелый человек, я бы ни за что на такую высоту не полезла». Другая племянница, Лера, когда была маленькая, поехала с тетей в Новороссийск, увидела кран и закричала: «Бабушка, твой кран»!
Но по стопам Галины Васильевны никто не пошел. Сын работал мастером по башенным кранам, они тогда и работали вместе, но внезапно умер десять лет назад. А остальные родственники пошли другими дорожками и стали кто музыкантом, кто художником, выбрали плавание и гимнастику.
Но при первой возможности все они любят возвращаться в Займище, где их ждут. Летом дорогих гостей Галина Васильевна угощает тем, что вырастила на своем огороде, излишки идут в банки и на хранение.
В последние годы, как и у многих строителей, у машиниста башенного крана тоже не всегда есть работа. Бывает, что перерыв длится от месяца до полугода. Тогда Галина Васильевна возвращается домой, занимается хозяйством, много читает, предпочитает детективы и исторические романы. А когда появляется объект и требуется машинист крана, ее зовут на работу, как было и в начале строительства собора. Как опытного специалиста, Клинцовское СУМ пригласило Елисеенко, ведь таких профессионалов, как она, в области единицы.
Кстати, есть в Клинцах еще одна женщина — машинист башенного крана. Это Светлана Ивановна Горошко. Они иногда подменяют друг друга. По мнению Галины Васильевны, Светлана Ивановна – умелая крановщица, тоже с большим опытом работы. Сейчас занимается демонтажом школы в третьем микрорайоне.
Тридцать пять лет провести в кабине, управляя стрелой крана, переносящего разные грузы, – не шутка. Считай, полжизни прошло на высоте, а за эти годы наша страна сильно изменилась. А Галина Васильевна продолжала строитель, переходя с объекта на объект, переезжая из города в город, поднимаясь все выше в профессиональном уровне.
Что запомнилось ей за эти годы? С какими чувствами начинает она свой рабочий день? Ничего неординарного в ее жизни не произошло, все как обычно. Рассказывает, что интересно было работать на Крылатских холмах, тогда там, на велотреке проходили международные соревнования. Из кабины ей все было видно, и абсолютно бесплатно. Когда трудилась в аэропорту Домодедово, то совсем близко взлетали и садились самолеты – тоже захватывающее зрелище. На строительстве храма работает впервые. И это, по ее словам, очень серьезно и необычно – тяжелые конструкции, сложные детали. Но строители на площадке трудятся слаженно, как одна команда, все их действия выверены и продуманы. Особые впечатления у Галины Васильевны остались после подъема колоколов на колокольню.
За все годы Галина Васильевна не удостоилась особых наград. Ее многолетний труд отмечен грамотами предприятию. Наверно, потому, что сильно высоко забралась, мало кто поднимает вверх голову и задается вопросом: а кто там многотонным краном управляет? И стоит это срочно сделать, чтобы отметить женщину, которая полжизни посвятила такой неженской профессии.
… Девятый час, пора на рабочее место. Галина Васильевна, перекинув сумку на длинном ремне на спину по диагонали, направилась к своему башенному крану. Рядом с ним она кажется маленькой и хрупкой. Взявшись за перекладину лестницы, сделала первый шаг вверх, впереди – более ста ступенек. Женщина поднималась не спеша, отдыхая на площадке перед новой секцией. Она становилась все меньше, пока не превратилась в Дюймовочку, скрывшуюся в стеклянной кабине. А спустя несколько минут железная махина с длинным клювом вздрогнула и пришла в движение, задвигав своими тросами. Впереди был новый рабочий день.
Н. ГОРОХОВА.