Даже если идет дождь, завтра будет солнце
Хрупкая девчушка, поддерживаемая под руки мамой, вышла из лабиринтов старинного дома лесопромышленника Кайданова. Зацепилась непослушными ножками за край паласа, опустилась на пол и захныкала. Устала. Мама с нежностью обхватила в объятия свою кровиночку и, что-то шепча ей на ухо, посадила на диван. Чтобы преодолеть длинную и трудную дистанцию к выздоровлению нужны силы, много сил.
Сюда мама привозит дочку регулярно. Это хорошо, когда трудную ношу есть с кем разделить. Ведь одни просто сочувствуют, другие с любопытством глядят вслед, и только здесь, в отделении реабилитации комплексного центра социального обслуживания населения, ребятишки-инвалиды и их мамы чувствуют себя, как дома.
В то осеннее утро, несмотря на моросящий дождик, жизнь в отделении шла своим чередом. В сенсорной комнате с плотно зашторенными окнами и освещаемой искусственным огнем занимались ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития педагог-психолог Светлана Михайловна Носенко и педагог дополнительного образования Наталья Викторовна Шеховцова. При лечении таких заболеваний необходимо расслабить мышцы, и обстановка необычной комнаты этому способствует. А еще здесь звучат шум прибоя или дождя, птичьи голоса.
На потолке – люстра Чижевского, замечательный ионизатор воздуха. Он — как в горах или после дождя. Ионотерапия тоже работает на улучшение состояния ребенка. Еще применяется мигающая сеть. Но больше всего малыши любят сказкотерапию. Сидит кроха в кресле и слушает историю о птенчике Чике, который, преодолев страх, взлетел над землей. Так и им, несмелым воробышкам, предстоит преодолеть свой страх, и, если не взлететь, то встать в полный рост. Этого ждут их мамы, весь персонал отделения.
В просторном зале, где сто лет назад бегали безмятежные дети Кайданова, сегодня делают свои неуверенные шаги ребятишки с диагнозом ДЦП. Но диагноз – это не приговор. Надо жить в этом мире, и их здесь этому научат.
Преодолевать страхи ребятишкам-аутистам помогает установлен в большом зале лабиринт. Яркий, сине-красный, он скорее похож на аттракцион, который устанавливают на площади или в парке, и вызывает любопытство. С одной стороны открыт, с другой – прикрыт шторкой. Здоровый ребенок молнией пронесется по нему, а больной не сразу решится даже залезть на краешек. Это для него настоящее испытание. Но его надо преодолеть.
Заведующая отделением Алла Михайловна Сиволоб с горечью констатирует: количество детей с психическими расстройствами растет. И если ребенку-астматику необходимо провести определенные физиопроцедуры, поднять жизненный тонус, то с аутистами гораздо сложнее. Здесь работают в тесной связке психолог, логопед, педагог дополнительного образования. Алла Михайловна рассказывает, что для каждого такого малыша существует индивидуальная программа. «Ученые еще не изобрели лекарство от аутизма, однако, соответствующая терапия и образовательные программы помогают детям развиваться, — говорит она. – Аутизм – заболевание, связанное с нарушением социальной адаптацией человека, речевой функции, психического развития, и наша задача – помочь ребенку».
За месяц через отделение реабилитации проходят 23 – 28 детей, за прошлый год курс реабилитации прошли 260. В среднем ежегодно ребенок проходит три курса продолжительностью месяц. И если учесть, что каждый день насыщен множеством занятий, положительный результат непременно будет.
Кабинетов в отделении множество, и за каждой дверью идет плодотворный процесс. Владимир Александрович Прибыльский – инструктор по лечебной физкультуре. В его «владениях» — просторной комнате с ковром посередине – множество приспособлений: тренажеры, ходунки, лесенки, маленькие гантельки, боксерская груша, мячи разных размеров и назначений. Две девочки усердно пробираются по разложенным на полу доскам с рельефными поверхностями. Инструктор тихонько направляет и подбадривает их. Девчушки делают определенные успехи, и это его радует.
А вот еще комната – похожа на игровую. Дремлют на постели куклы, ждет прикосновения детских рук синтезатор, а вот — миниатюрная кухня – малыши любят играть «в дом». Много настольных игр, дидактического материала. В углу – черепаха. Игрушка, но не только. На «панцире» — много различных шнурочков, и надо научить непослушные ручки справляться с самым трудным экзаменом: шнуровкой ботинок.
В массажном кабинете, через который проходит большинство маленьких пациентов, работает Мария Ивановна Исаченко. К женщине в белом халате дети заходят без опаски – на стенах не холодная белая плитка, а множество вышитых картин, панно из бантиков, природных материалов, цветов, букеты из фруктов…На выставке многое заняло бы призовые места. Но эти творения создавались не для выставки, а чтобы доказать: человек может все, даже если он болен. Эти работы принесли сюда с благодарностью мамы и дети. Они смастерили их вместе, и не беда, что пока малыши просто наблюдают за ловкими мамины движениями. Пройдет время, и они научатся управляться с бумагой, ножницами, кусочками материи.
Но реабилитация ребятишек с нарушениями центральной нервной системы требует не только высокого профессионализма врачей, стойкости и терпения мам (папы обычно не выдерживают и уходят из семьи), физических возможностей и стремления девочек и мальчиков в инвалидной коляске победить недуг. Нужны немалые средства. И хотя Алла Михайловна Сиволоб не жалуется на отсутствие оборудования, нельзя не заметить, что имеющееся сильно устарело. Заведующая рассказывает, что производители регулярно присылают рекламные буклеты с новой продукцией, но стоит она немало.
В конце лета в отделении был объявлен сбор технических средств. Детям нужны инвалидные коляски, стульчики-фиксаторы, вертикализаторы. Подтолкнул соцработников к этому благому делу Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Дело в том, что технические средства выдаются бесплатно и подлежат в случае ненадобности возвращению – ребенок ведь подрастает, и ему нужна, к примеру, большая коляска. Однако, как правило, дефицитные и дорогостоящие вещи оседают на чердаках и в кладовках. Пару раз доводилось видеть в газетах объявления о продаже. Тем временем мамы пытаются сами раздобыть необходимое — созваниваются друг с другом, развешивают объявления. Но это не выход. Ситуацию с техническими средствами надо контролировать и оперативно решать проблему, используя «внутренние ресурсы».
Но вовсе не назиданием хотелось бы закончить свой рассказ, а замечательной фразой. «Даже если идет дождь, завтра будет солнце», — сказал один мудрец. Кто хочет с ним поспорить?
А. Черняк