официальный сайт газеты города Клинцы и Клинцовского района Брянской области

В школе должно быть интересно

28 сентября 2018

В советской школе директор департамента образования Брянской области Татьяна Кулешова видит больше плюсов, чем минусов. Но понимает, что уже один интернет в корне изменил обстановку. А кроме интернета – бесконечные новые методики, которые злоупотребляли с девяностых годов, перегрузка не только учеников, но и учителей, амбиции молодых педагогов и конфликты поколений, множество психологических сложностей… Образование бурлит реформами, и возникает опасность выплеснуть вместе с водой ученика – вызвать у него не желание познавать, а отвращение. Так часто бывало. А что сейчас? Куда движется мысль просветителей?

Что касается отвращения к учебе, то все зависит от учителя, – уверена Татьяна Кулешова. – Я полюбила литературу, потому что мне преподавали замечательные педагоги. Я любила читать – родители привили эту страсть, но мой преподаватель невероятно интересно рассказывал о Толстом, Пушкине, Есенине. Темы сочинений были неизбитые. Эти педагоги – творческие люди. К учительнице я ходила домой, чтобы дополнительно заниматься русским языком. Ей нравилось, как я писала сочинения. Я сама преподавала историю и никогда не зацикливалась на датах. Кому нужно изучать крепостное право, кто будет заниматься историей всерьез, тот посмотрит и запомнит даты. Достаточно знать хотя бы век, а гораздо важнее – внушить гордость к своей истории, своему народу. Мне историю преподавала Людмила Виноградова. Мы сидели на ее уроках и заслушивались. Потом преподавала другая учительница, она как раз заставляла учить даты, которые мы тут же забывали. Но она всегда начинала любой урок словами: «Советский народ – это великий народ, а русские люди – это люди великой души. Запомните, дети, это навсегда». И мы запомнили. Это была обыкновенная 26 школа Брянска. И сейчас в школах, уверена, у детей любовь к предмету зарождают. Ребята любят химию или физику не потому, что их привлекает сам предмет, а потому что учитель нравится. Так было всегда. Больших минусов в советской школе не вижу, там больше плюсов. Хотя нас заставляли больше слушать, чем думать».

– Очень важно развивать память ребенка, научить его мыслить. Что может предложить школа?                                                                                                                            —– Для развития памяти сейчас есть замечательные методики, которые начинают использовать в дошкольном образовании с трех лет. Многие сады у нас работают по методике Монтессори. Мнемоника в математике в начальной школе сейчас применяется почти всеми педагогами. И как раз они учат приемам запоминания. Дети потом используют их. Развивать память нужно как раз в начальной школе, потому что там один педагог. И там дети только начинают учиться. У каждого учителя своя методика преподавания, свои интересные задумки. Единого подхода нет. Почему все родители стремятся отдать ребенка хорошему педагогу? Если он старается развивать память, учит мыслить нетрадиционно, применять несколько решений для задачи, тогда все накопленное богатство реализуется в старшем звене. Сейчас в стране уделяется большое внимание именно начальной школе. Неслучайно дошкольное образование вошло в систему общего образования.

– Вы считаете, что начальное образования сегодня самое слабое звено?
– Сегодня – да.

– В силу подготовки самих учителей?
– Во–первых, очень много было новаций в конце девяностых – начале двухтысячных годов. Кидало наших учителей от одной методики к другой. И точно так же готовили педагогов в вузах. Кидания привели к тому, что с учителями начальной школы возникли сложности.

– То есть, у нас беда и с перегрузкой самих учителей?
– Конечно. Сейчас достаточно хорошо выстроили государственные образовательные стандарты, хотя было много критики в прессе по этому поводу. Стандарты говорят о том, что должен уметь, знать и каким должен быть на выходе ученик. В Брянской области приняли правильное решение – мы не кинулись применять все сразу, а решили каждый год поэтапно переходить на введение государственного образовательного стандарта. Министерство вносит изменения, которые учитывают практику, и мы уже получаем обкатанный продукт. Это помогает здорово. Должна сказать, что наш БГУ хорошо готовит учителей.

– Несколько лет назад возникли споры о том, должна школа воспитывать или нет. Сейчас это обсуждается?
– В законе об образовании записано, что миссия школы – это воспитание и образование. И в областном законе у нас указана такая же задача. Областная дума приняла также закон о патриотическом воспитании. На мой взгляд, обязательно должно быть оценочное мнение в учебниках. Для начальной школы введен курс православной культуры и светской этики. Мы обучаем толерантному отношению к людям, уважению к истокам нашей культуры и нравственности. Но все это завязано на воспитание любви к Родине. Родители уделяют мало времени воспитанию детей. В школе ребята общаются друг с другом и педагогами. Здесь все воспитывает – даже окружающая обстановка. Задача школы – воспитать настоящего гражданина. Иногда говорят: вот вы тащите детей на акции. Да, их надо сначала привести, а потом они сами пойдут. Иначе их улица заберет или компьютер. Мы неслучайно составляем перечень мест, которые школьник должен посетить. Это и Партизанская поляна, и «Хацунь», и Чашин курган. Наши школьники ухаживают за памятниками, это тоже элемент воспитания. В Брянской области война прошла через каждую семью, дети должны знать об этом. Американцы не стесняются писать в учебниках, что они выиграли Вторую мировую войну. А мы будем молчать? Иначе учить не надо – просто давать сухую статистику. Почему мы приглашаем Героя Советского Союза Кашина, космонавта Афанасьева? Чтобы дети видели: вот живые герои.

– Недавно родители ребят из пригородной школы распространили жалобу о том, что один из мальчиков стал применять едва ли не садистские приемы по отношению к сверстникам. Много ли неуправляемых ребят в классах? Что предпринимаете?
– Конечно, их много. Когда я работала в школе, у меня было трое таких. Здесь требуется мастерство педагогов. Ранее психологов в учебных заведениях не было, их роль выполняли преподаватели. Теперь поставлена задача, чтобы до 2024 года в каждую школу пришел психолог. Они будут работать с детьми, родителями, учителями. Нужно смотреть, не страдает ли ребенок дефицитом внимания. Может, его надо определить в спецшколу. И там он другим будет. А в стандарты обычного учебного заведения он не вписывается. Но, может, он будущий гений? Школы для таких детей у нас есть, как и программы обучения. Если родители понимают глубину проблемы, они идут в медико–психолого–педагогическую комиссию, и она определяет, есть ли у ребенка особенности в его психосоматическом развитии. Если есть, то его направляют на обучение по специальным коррекционным программам. Обычно такие дети выправляются и могут со временем переходить в обычный класс.

– Может ли таким детям помочь спорт?
– У нас педиатры определяют состояние здоровья ребят, в некоторых случаях для лечения применяют физкультуру. Физическая активность у ребенка в первой половине дня, а спортом они занимаются во вторую. Потому с утра всю энергию кидают на класс. Умный родитель должен сам отвести ребенка в комиссию, чтобы он не терроризировал школу.

– Ожирение стало бедой для многих стран. Среди брянских учеников много толстяков?
– Мне кажется, сейчас больше худых. Реклама, призывы к стройности, к похуданию привели к тому, что дети голодают, особенно девочки. И даже среди мальчиков таких немало. Мы проводили исследование, чтобы выяснить, кто питается в школе, а кто нет. Не едят не потому, что невкусно, а потому что пища калорийная. Подсчитали! К среднему звену упитанных все меньше. Задача сейчас другая – как бы их накормить всех.

– Интернет вторгся в жизнь детей. На ваш взгляд, мы уже переступили опасную черту?
– Общество без интернета жить уже не сможет, это ясно. Но в школе ребята не пользуются гаджетами для изучения материала. Нужное оборудование есть в классе. К сожалению, отрицательное влияние интернета ощущается. Уровень тревожности повышен. Желание научиться учиться пропадает, так как информацию в сети за пять минут можно найти. Смысла нет сидеть в читальном зале и брать несколько томов, чтобы искать цитаты, подготовиться к реферату и сделать выступление. Можно купить лучшую презентацию на урок. Плохо, но мы никуда от этого не денемся.

– Тем не менее школа пытается выстраивать заслоны. Насколько успешно?
– В школе есть запрет выхода на определенные сайты, которые несут вред здоровью детей. Но настолько велико влияние сети, мир так шагнул вперед, что мы не знаем, чем можем оградить ребят. Брянские школьники, побеждая на конкурсах, такие программы пишут, такие системы взламывают, что диву даемся. Сейчас общемировая проблема – как обуздать интернет-спрута? Школа может вырвать ребенка только воспитанием – театром, походами, встречами с людьми, конкурсами. То есть, вся вторая половина дня ребенка должна быть занята, чтобы он не сидел в сети.

– Родители хотят, чтобы их ребенок пошел в первый класс к опытному преподавателю. С одной стороны, это предубеждение по отношению к молодежи, но есть и основания для того, чтобы сомневаться в молодых учителях. С ними ведь тоже надо работать?
– Безусловно. Мы каждый год с нашим обкомом профсоюза проводим конкурс «Педагогический дебют», в котором участвуют молодые педагоги, работающие в школах до трех лет. Знаете, какие интересные ребята бывают! У них задор не прошел, они работать хотят, они сами не так давно школу покинули и хотят, чтобы на их уроках было интересно. Но нехватка опыта сказывается, поэтому мы сейчас возрождаем институт наставничества. Готовим положение о наставниках, с этого года его введем. Будем рекомендовать директорам школ вводить доплату из стимулирующего фонда за то, что педагог работает с молодыми коллегами. Эта идея только начинает звучать в России, но мы решили применить наставничество. Дополнительных средств из бюджета не потребуется.

– Какие экзаменационные и другие новшества ожидают в этом году?
– Для нас проблемой будет то, что должны вводить второй иностранный язык. Со следующего года – точно, но будем пробовать уже в этом. Таково требование министерства. Для нас это большая сложность. Мы очень серьезно думаем, как решать задачу. Потребуются и дополнительные педагогические кадры, и дополнительные часы, и учебники. И сам выбор второго языка: немецкий, французский, китайский?

– С китайским точно завалимся, преподавателей не найти сейчас.
– Видимо, так. Идея второго языка хорошая, но мы сразу войдем в это море, не поэтапно. Скорее всего, со второго полугодия и с 8 класса, чтобы в аттестатах за 9 классов уже был записан второй язык. Но для этого мы должны и новую программу разработать, определить, какие учебники использовать. Есть и еще одна сложная задача – изучение русского языка как родного. Тоже думаем, как решать. Через несколько лет будет введена в обязательный единый государственный экзамен история России. Наверное, это правильно, но готовы ли дети? На этом ли уровне они изучают историю, чтобы сдать ее как русский язык и математику? Не знаю. А когда введут английский язык как обязательный по единому госэкзамену? Это ведь сложная процедура – сдача языка. Сначала дети слушают речь, потом переводят ее. Кроме того, перевод достаточно серьезного текста. Готовы ли будут наши учителя и наши дети? На каком уровне преподается иностранный язык в школе? Ведь у нас немногие ребята выбирают иностранный язык, чтобы сдать его в форме ЕГЭ. А если он будет обязательный?

– Почти все родители хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Как вы относитесь к таким устремлениям?
– Да, при этом родители не определяют для себя, способен ли ребенок обучаться или нет, сможет он сдать ЕГЭ или нет. Его просто насильно отправляют в десятый класс. А может, он не хочет учиться дальше? Может, он уже хочет получить профессию? В прошлом году мы провели анализ и установили, что около двух процентов детей после десятого класса ушли в техникумы. Я считаю, что это много. Они отучились в десятом классе и потом на базе девяти поступили в техникумы. Причем это было сознательное решение. Трагедии нет, но год провели в десятом классе. Возможно, родительские взгляды начнут меняться. Ведь еще недавно разрушали пионерию и комсомол, уверенные в том, что это правильно, а сейчас возрождаем российское движение школьников. Посмотрите, какие у нас замечательные студенческие органы самоуправления!

– Что касается ЕГЭ, ожидаете ли серьезных изменений?
– Думаем, что их не будет. Управленцев и педагогов некоторые изменения, возможно, ожидают. Сейчас диски приходят за несколько часов до экзамена, а за несколько минут получаем пароль, чтобы диск открыть. Сами материалы печатались в аудитории. Скорее всего, задания будут приходить за несколько минут до экзамена по интернету. В сентябре мы опробуем новый порядок, выбрав семь районов. Опасение одно: везде ли есть скоростной интернет, чтобы получить информацию по защищенным каналам связи? Это очень серьезный вопрос. В Центральном округе проще, а как быть с Камчаткой, Тюменской областью, Забайкальским краем? В Брянской области, уверены, справимся. За последние три года губернатор ни в одной инициативе не отказал.

– Что ожидает по части оснащения школ, применения новых форм обучения?
– Мы успешно начали учебный год. Все, что надо, отремонтировали, купили, поставили. Приобрели еще 5 автобусов, в том числе для детско-юношеских спортивных школ. Сейчас создаем мини–«Сириус». Это будет центр по работе с одаренными детьми. Губернатор принял решение открыть его на базе лицея №1, который переходит на финансирование из областного бюджета. В центре будет применяться такая же программа, как в сочинском «Сириусе». Дети смогут 21 день находиться в особой обстановке. Вчера мы отпраздновали 15–летие пансиона «Орбита» и уже начали пробную смену. Пятнадцать детей, которые живут в пансионе, будут 5 дней выезжать на занятия в БГТУ и БГУ. Подготовлена культурная программа. А потом поговорим, насколько им было интересно. И с января начнем завозить ребят. Мы понимаем, что хотим получить. Ребята услышат не только лекции по химии, физике, биологии. Им расскажут о красоте мира, о любви к жизни. У них будет коллективное единое дело на 21 день. Они смогут посмотреть город, посетить филармонию, драмтеатр. Ведь ребята из Красной Горы выезжали в Белоруссию, но не были в Брянске. Но, уверена, все изменится.

Александр Федосов.
«Брянская учительская газета».
Фото: Правительство области.

Еще по теме:

19 октября 2018, 15:05
На финишной прямой
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Картина дня
19 октября 2018, 17:32

Председатель Брянской областной Думы Владимир Попков дал старт спартакиаде школьников в поселке Комаричи

Сегодня для учащейся молодежи в Комаричском районе состоялся большой спортивный праздник. Организатором и спонсором спартакиады одиннадцатый год подряд выступает председатель Брянской областной Думы Владимир Попков.

19 октября 2018, 17:29

В Брянской области назвали лучших добровольцев России этого года

Завершился региональный этап конкурса «Доброволец России - 2018», организатором которого стало управление молодежной политики и общественных проектов департамента внутренней политики Брянской области.

19 октября 2018, 16:26

Первый Брянский региональный форум по социальному предпринимательству начал свою работу

«Социальное предпринимательство: точки роста» - является главной темой этого форума.

19 октября 2018, 16:24

Брянский депутат Валентина Миронова прокомментировала проект бюджета

Депутаты Госдумы рассмотрели проект федерального бюджета.