«Мы не приемлем стереотипов»

20 апреля 2018

Для меня одно из самых позитивных воспоминаний о школе – это уроки английского языка. Потому что их вел человек, которого я бы назвала «маленьким солнцем». Это – Наталья Анатольевна Иванченко, учитель иностранного языка седьмой средней школы, участница регионального этапа конкурса «Учитель года – 2018». Она вошла в дюжину участников финала, но в пятерку победителей, к сожалению, попасть не удалось.

Практически вся ее жизнь связана с Клинцами и школой №7. Наташа пришла сюда первоклашкой как раз в тот год, когда седьмая средняя открывалась, и потому считала ее неотъемлемой частью своей жизни. «Все мои мысли были направлены на то, чтобы вернуться в эту школу», – рассказывает Наталья Анатольевна.

Первый кирпичик в фундамент будущей профессии Натальи Анатольевны заложила ее учительница Валентина Федоровна Иус. И потом, когда Иванченко пришла в свою школу в качестве педагога, Валентина Федоровна показывала ученикам ее сочинение: «Смотрите, дети, она писала сочинение «Я хочу быть учителем»! Теперь Наталья Анатольевна стоит перед вами. Видите, она захотела – и исполнила свою мечту».

Еще Наталья Анатольевна вспоминает Валентину Ивановну и Василия Васильевича Кузоро. «Это педагоги от Бога», – говорит она. Недавно они виделись в Брянске, где Наталья Анатольевна готовилась к региональному этапу конкурса «Учитель года». «Я получила от них такой заряд энергии, – вспоминает Иванченко.

«Я очень благодарна бывшему директору школы Ларисе Федоровне Воиновой, – продолжает учительница. – Ведь и другие мои одноклассники претендовали на место преподавателя иностранного, но она выбрала именно меня. В противном случае мне пришлось бы искать другую школу».

Когда Наталья Анатольевна отучилась в Новозыбковском педагогическом колледже, она могла быть как учителем иностранного языка, так и преподавателем в начальных классах. Но Лариса Федоровна настоятельно ей рекомендовала пока попробовать себя именно в первой специальности. Позже Иванченко окончила Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского.

Как признается Наталья Анатольевна, в первые годы работы самым страшными для нее были родительские собрания и классные часы. «Чтобы выступить перед аудиторией, мне приходилось проделать колоссальную работу над собой», — вспоминает она.

Никогда не забудет своего первого родительского собрания. Очень олновалась, даже голос немного дрожал. Тем не менее, смогла справиться с собой. Что касается методик, то здесь учитель всегда интересовалась всем новым и старалась побольше узнать. В этом ей помогала и Валентина Ивановна Кузоро, снабжая различными журналами по данной теме. «Помню, когда только начинала вводиться программа с интерактивными дисками, – вспоминает Наталья Анатольевна, – они были только у меня. И когда мы собирались методобъединением учителей иностранного языка, я всегда со всеми делилась. И когда появились презентации, я их девочкам на дисках тоже раздавала».

Наталья Анатольевна всегда легко находит общий язык с детьми. «Я считаю, что к любому ребенку можно найти подход, даже к самому трудному, — рассуждает она. – Нужно просто показать ему, что ты с ним искренен, и не просто требовать исполнения требований, а объяснить, почему он должен так сделать. Поэтому я частенько спорю с родителями, считая, что проблема того, что они не смогли найти подход к детям, в них самих. У меня с моими учениками проблем не возникает. Когда мне нужно убедить их в чем-то – что-то сделать, куда-то пойти, что-то выучить — достаточно просто объяснить, разложить по полочкам».

Чувствуя взаимопонимание со стороны своего учителя, ученики Натальи Анатольевны, если у них случаются какие-то проблемы с родителями, непременно звонят ей. «И мне приходится работать коммутатором, – шутит Иванченко. – «Алло, мама? Алло, ребенок? Сейчас все будет хорошо!»». Она вообще считает, что ей стоит в своем классе сделать комнату релаксации, потому как на каждой перемене дети – не только из ее класса – прибегают туда и делятся наболевшим.

Каждый открытый урок для Натальи Анатольевны, да и для ее учеников тоже – это новое открытие, новое приключение – она всегда находит какие-то новые приемы. Я помню, как на таких уроках мы перевоплощались то в сказочных персонажей – трех поросят и волка, трех медведей и Златовласку, героев зарубежных праздников. И каждый раз это действительно было волшебно, интересно и нескучно – так, что даже самые ленивые мальчишки, что на других уроках не особо-то старались, с большим удовольствием включались во все это, предлагали свои идеи. Некоторые уроки мы демонстрировали и для учеников других классов. И потом было так жалко, когда все это заканчивалось…

Да и на обычных уроках тоже скучать не приходится. Еще во время моей учебы Наталья Анатольевна использовала нетривиальные способы в обучении, которые вряд ли можно было встретить у других педагогов. Чего стоила одна указка в виде огромного зеленого карандаша с узорами. Мы делали веселую зарядку, учили песенки про картошку и индейцев, делали книжечки с сочиненными нами рассказиками, разговаривали по телефону… Но при всем при этом мы не просто развлекались, а получали и усваивали новые знания. Поэтому мы на уроки иностранного всегда ходили с удовольствием.

И сейчас Наталья Анатольевна не устает искать, замечать интересные нововведения и внедрять их в свои уроки. Например, узнала она про метод критического мышления под названием «Метод шести шляп» — и использовала его у старшеклассников. Увидела в одном классе белую доску для письма и рисования на ней маркерами — и вот, с согласия и при помощи родителей доска висит в ее классе. На эту доску можно и учебник проецировать. Детям интересно работать на ней маркерами, а на переменке и порисовать можно. «Я стараюсь удивлять детей, чтоб они не засиживались и не скучали», – поясняет она.

Даже парты стоят не как в обычных классах – рядами, а так, как на данном уроке будет удобно детям – то полукругом, то буквой «т». «Мы не приемлем стереотипов», – говорит учитель, улыбаясь. Все, конечно, удивлялись и спрашивали, почему так, а Наталья Анатольевна отвечала им, что в жизни должно быть разнообразие. «А как будет дальше?» – интересуются. «А это уже как жизнь покажет», – с юмором отзывалась Иванченко.

На конкурс «Учитель года» Наталью Анатольевну прочили уже давно, однако, в силу своей скромности она каждый раз отказывалась. В прошлом году коллегам удалось-таки ее уговорить. Но и здесь учитель заботилась не столько о том, чтобы показать себя, свои таланты, знания и опыт, сколько о том, чтобы не запятнать честь школы. На муниципальном этапе она стала победителем. «Это наш общий успех, – говорит Наталья Анатольевна. – Я рада, что наша школа завоевала очередную победу».

И, побывав на курсах подготовки к региональному этапу, Иванченко ощутила значительную пользу для себя. Ей хотелось поймать каждое слово выступающих. «Мы общались с победителями прошлых конкурсов, – вспоминает она. – Это такие энтузиасты! Ты сама потом от них заряжаешься желанием идти вперед и творить. С нами еще работали психологи. Вообще для меня эти курсы – хороший толчок к самосовершенствованию».

Учитель радеет не только о том, чтоб ученики усваивали с интересом новые знание, но и о другом, очень важном. Так, на уроке она может поговорить с детьми на нравственные темы. Грызть гранит науки – дело довольно энергозатратное, поэтому в ее классе стоит кулер с водой, есть чай, сахар и кое-какое угощение, чтобы дети в любое время могли подкрепиться. Это Наталья Анатольевна организовала совместно с родителями.

Также вместе с ними предпринимались различные вылазки на природу. Наталья Анатольевна с теплой улыбкой вспоминает один такой велопоход до Затишья, когда они, с учениками и их мамами веселой велосипедной колонной колесили по дороге, а в начале и конце этой колонны, словно бережные охранники, на машинах ехали папы. Всем классом они отмечают Новый год, конец учебного года и другие праздники – собираются в кафе или едут на природу. «Я очень люблю этих детей и не знаю, как смогу с ними расстаться», – с легкой грустью говорит моя собеседница.
Дают о себе знать и выпускники прошлых лет: пишут ей в соцсетях, звонят, приходят. Кто-то просит помочь – с контрольными, с подготовкой к экзаменами, кому-то нужно порекомендовать литературу, а кто-то просто рассказывает о своих успехах и проблемах. И учитель рада такому общению.

Она возила своих детей на экскурсию в Москву и Санкт-Петербург, показала им различные культурные достопримечательности. И, учитывая то, что в этих городах полно иностранцев, учитель подталкивала своих подопечных к общению с ними, чтобы тренировали свои языковые навыки. Во всех этих поездках дети ни разу ее не подводили – никто не терялся, ей ни за кого не было стыдно. Вообще путешествия – это хобби Натальи Анатольевны. Правда, пока получается поездить лишь по родным просторам да ближнему зарубежью.

Другое ее увлечение – это чтение. Порой в плане книжного выбора ее направляют дети. Она читает какую-то подростковую литературу, чтоб потом порекомендовать ее ребятам и обсудить с ними. «Я читаю все, что мне попадается под руки, – с улыбкой говорит учитель, – газеты, журналы, книги, потому что я с детства так привыкла». Еще Наталья Анатольевна занимается фитнесом – чтобы поддержать дочь, которая захотела усовершенствовать свою фигуру, но одной идти на занятия боязно.

Лиза хочет реализовать себя в дизайне и мультипликации. Девочка окончила художественную школу и продолжает заниматься творчеством в студии «Мозаика». «Она реализовывают мою несбывшуюся мечту, – говорит Наталья Анатольевна. – Я в детстве очень хотела научиться рисовать, но у меня ничего не получалось. Хотя теперь Лиза, глядя на мои «художества», говорит: «Ма-ма, ты ничего не понимаешь – у тебя свой почерк! Это я тебе как художник говорю!».

О своих перспективах Наталья Анатольевна говорит так: «Планы у меня – расти профессионально, радоваться жизни и радовать людей». Закончив беседу, мне очень не хотелось покидать Наталью Анатольевну – столько радости и тепла излучает этот человек. И дай Боже, чтобы этот свет ощутило еще не одно поколение учеников.

Н. Ратманова.

Еще по теме:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Картина дня
19 марта 2024, 09:14

Лучший учитель Брянской области

19 марта в Брянской области открыт региональный этап всероссийского конкурса "Учитель года".

19 марта 2024, 09:11

Брянский Штаб общественной поддержки

В региональном Штабе общественной поддержки прошла интерактивная выставка #МЫВМЕСТЕ в рамках патриотического проекта «Своих не бросаем». Он был запущен брянским Молодежным советом в 2023 году.

18 марта 2024, 14:28

Брянская полиция предупреждает

На минувшей неделе жертвами телефонных и сетевых мошенников стали 47 человек. Жители Брянской области пополнили счета злоумышленников почти на 22 миллиона рублей.

18 марта 2024, 14:21

На Брянщине открылась выставка к 10-летию воссоединения Крыма с Россией

18 марта во Дворце единоборств имени Артёма Осипенко, в 10-ый юбилейный год воссоединения Крыма с Россией, открылась уникальная выставка.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in