«Мы не приемлем стереотипов»

20 апреля 2018

Для меня одно из самых позитивных воспоминаний о школе – это уроки английского языка. Потому что их вел человек, которого я бы назвала «маленьким солнцем». Это – Наталья Анатольевна Иванченко, учитель иностранного языка седьмой средней школы, участница регионального этапа конкурса «Учитель года – 2018». Она вошла в дюжину участников финала, но в пятерку победителей, к сожалению, попасть не удалось.

Практически вся ее жизнь связана с Клинцами и школой №7. Наташа пришла сюда первоклашкой как раз в тот год, когда седьмая средняя открывалась, и потому считала ее неотъемлемой частью своей жизни. «Все мои мысли были направлены на то, чтобы вернуться в эту школу», – рассказывает Наталья Анатольевна.

Первый кирпичик в фундамент будущей профессии Натальи Анатольевны заложила ее учительница Валентина Федоровна Иус. И потом, когда Иванченко пришла в свою школу в качестве педагога, Валентина Федоровна показывала ученикам ее сочинение: «Смотрите, дети, она писала сочинение «Я хочу быть учителем»! Теперь Наталья Анатольевна стоит перед вами. Видите, она захотела – и исполнила свою мечту».

Еще Наталья Анатольевна вспоминает Валентину Ивановну и Василия Васильевича Кузоро. «Это педагоги от Бога», – говорит она. Недавно они виделись в Брянске, где Наталья Анатольевна готовилась к региональному этапу конкурса «Учитель года». «Я получила от них такой заряд энергии, – вспоминает Иванченко.

«Я очень благодарна бывшему директору школы Ларисе Федоровне Воиновой, – продолжает учительница. – Ведь и другие мои одноклассники претендовали на место преподавателя иностранного, но она выбрала именно меня. В противном случае мне пришлось бы искать другую школу».

Когда Наталья Анатольевна отучилась в Новозыбковском педагогическом колледже, она могла быть как учителем иностранного языка, так и преподавателем в начальных классах. Но Лариса Федоровна настоятельно ей рекомендовала пока попробовать себя именно в первой специальности. Позже Иванченко окончила Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского.

Как признается Наталья Анатольевна, в первые годы работы самым страшными для нее были родительские собрания и классные часы. «Чтобы выступить перед аудиторией, мне приходилось проделать колоссальную работу над собой», — вспоминает она.

Никогда не забудет своего первого родительского собрания. Очень олновалась, даже голос немного дрожал. Тем не менее, смогла справиться с собой. Что касается методик, то здесь учитель всегда интересовалась всем новым и старалась побольше узнать. В этом ей помогала и Валентина Ивановна Кузоро, снабжая различными журналами по данной теме. «Помню, когда только начинала вводиться программа с интерактивными дисками, – вспоминает Наталья Анатольевна, – они были только у меня. И когда мы собирались методобъединением учителей иностранного языка, я всегда со всеми делилась. И когда появились презентации, я их девочкам на дисках тоже раздавала».

Наталья Анатольевна всегда легко находит общий язык с детьми. «Я считаю, что к любому ребенку можно найти подход, даже к самому трудному, — рассуждает она. – Нужно просто показать ему, что ты с ним искренен, и не просто требовать исполнения требований, а объяснить, почему он должен так сделать. Поэтому я частенько спорю с родителями, считая, что проблема того, что они не смогли найти подход к детям, в них самих. У меня с моими учениками проблем не возникает. Когда мне нужно убедить их в чем-то – что-то сделать, куда-то пойти, что-то выучить — достаточно просто объяснить, разложить по полочкам».

Чувствуя взаимопонимание со стороны своего учителя, ученики Натальи Анатольевны, если у них случаются какие-то проблемы с родителями, непременно звонят ей. «И мне приходится работать коммутатором, – шутит Иванченко. – «Алло, мама? Алло, ребенок? Сейчас все будет хорошо!»». Она вообще считает, что ей стоит в своем классе сделать комнату релаксации, потому как на каждой перемене дети – не только из ее класса – прибегают туда и делятся наболевшим.

Каждый открытый урок для Натальи Анатольевны, да и для ее учеников тоже – это новое открытие, новое приключение – она всегда находит какие-то новые приемы. Я помню, как на таких уроках мы перевоплощались то в сказочных персонажей – трех поросят и волка, трех медведей и Златовласку, героев зарубежных праздников. И каждый раз это действительно было волшебно, интересно и нескучно – так, что даже самые ленивые мальчишки, что на других уроках не особо-то старались, с большим удовольствием включались во все это, предлагали свои идеи. Некоторые уроки мы демонстрировали и для учеников других классов. И потом было так жалко, когда все это заканчивалось…

Да и на обычных уроках тоже скучать не приходится. Еще во время моей учебы Наталья Анатольевна использовала нетривиальные способы в обучении, которые вряд ли можно было встретить у других педагогов. Чего стоила одна указка в виде огромного зеленого карандаша с узорами. Мы делали веселую зарядку, учили песенки про картошку и индейцев, делали книжечки с сочиненными нами рассказиками, разговаривали по телефону… Но при всем при этом мы не просто развлекались, а получали и усваивали новые знания. Поэтому мы на уроки иностранного всегда ходили с удовольствием.

И сейчас Наталья Анатольевна не устает искать, замечать интересные нововведения и внедрять их в свои уроки. Например, узнала она про метод критического мышления под названием «Метод шести шляп» — и использовала его у старшеклассников. Увидела в одном классе белую доску для письма и рисования на ней маркерами — и вот, с согласия и при помощи родителей доска висит в ее классе. На эту доску можно и учебник проецировать. Детям интересно работать на ней маркерами, а на переменке и порисовать можно. «Я стараюсь удивлять детей, чтоб они не засиживались и не скучали», – поясняет она.

Даже парты стоят не как в обычных классах – рядами, а так, как на данном уроке будет удобно детям – то полукругом, то буквой «т». «Мы не приемлем стереотипов», – говорит учитель, улыбаясь. Все, конечно, удивлялись и спрашивали, почему так, а Наталья Анатольевна отвечала им, что в жизни должно быть разнообразие. «А как будет дальше?» – интересуются. «А это уже как жизнь покажет», – с юмором отзывалась Иванченко.

На конкурс «Учитель года» Наталью Анатольевну прочили уже давно, однако, в силу своей скромности она каждый раз отказывалась. В прошлом году коллегам удалось-таки ее уговорить. Но и здесь учитель заботилась не столько о том, чтобы показать себя, свои таланты, знания и опыт, сколько о том, чтобы не запятнать честь школы. На муниципальном этапе она стала победителем. «Это наш общий успех, – говорит Наталья Анатольевна. – Я рада, что наша школа завоевала очередную победу».

И, побывав на курсах подготовки к региональному этапу, Иванченко ощутила значительную пользу для себя. Ей хотелось поймать каждое слово выступающих. «Мы общались с победителями прошлых конкурсов, – вспоминает она. – Это такие энтузиасты! Ты сама потом от них заряжаешься желанием идти вперед и творить. С нами еще работали психологи. Вообще для меня эти курсы – хороший толчок к самосовершенствованию».

Учитель радеет не только о том, чтоб ученики усваивали с интересом новые знание, но и о другом, очень важном. Так, на уроке она может поговорить с детьми на нравственные темы. Грызть гранит науки – дело довольно энергозатратное, поэтому в ее классе стоит кулер с водой, есть чай, сахар и кое-какое угощение, чтобы дети в любое время могли подкрепиться. Это Наталья Анатольевна организовала совместно с родителями.

Также вместе с ними предпринимались различные вылазки на природу. Наталья Анатольевна с теплой улыбкой вспоминает один такой велопоход до Затишья, когда они, с учениками и их мамами веселой велосипедной колонной колесили по дороге, а в начале и конце этой колонны, словно бережные охранники, на машинах ехали папы. Всем классом они отмечают Новый год, конец учебного года и другие праздники – собираются в кафе или едут на природу. «Я очень люблю этих детей и не знаю, как смогу с ними расстаться», – с легкой грустью говорит моя собеседница.
Дают о себе знать и выпускники прошлых лет: пишут ей в соцсетях, звонят, приходят. Кто-то просит помочь – с контрольными, с подготовкой к экзаменами, кому-то нужно порекомендовать литературу, а кто-то просто рассказывает о своих успехах и проблемах. И учитель рада такому общению.

Она возила своих детей на экскурсию в Москву и Санкт-Петербург, показала им различные культурные достопримечательности. И, учитывая то, что в этих городах полно иностранцев, учитель подталкивала своих подопечных к общению с ними, чтобы тренировали свои языковые навыки. Во всех этих поездках дети ни разу ее не подводили – никто не терялся, ей ни за кого не было стыдно. Вообще путешествия – это хобби Натальи Анатольевны. Правда, пока получается поездить лишь по родным просторам да ближнему зарубежью.

Другое ее увлечение – это чтение. Порой в плане книжного выбора ее направляют дети. Она читает какую-то подростковую литературу, чтоб потом порекомендовать ее ребятам и обсудить с ними. «Я читаю все, что мне попадается под руки, – с улыбкой говорит учитель, – газеты, журналы, книги, потому что я с детства так привыкла». Еще Наталья Анатольевна занимается фитнесом – чтобы поддержать дочь, которая захотела усовершенствовать свою фигуру, но одной идти на занятия боязно.

Лиза хочет реализовать себя в дизайне и мультипликации. Девочка окончила художественную школу и продолжает заниматься творчеством в студии «Мозаика». «Она реализовывают мою несбывшуюся мечту, – говорит Наталья Анатольевна. – Я в детстве очень хотела научиться рисовать, но у меня ничего не получалось. Хотя теперь Лиза, глядя на мои «художества», говорит: «Ма-ма, ты ничего не понимаешь – у тебя свой почерк! Это я тебе как художник говорю!».

О своих перспективах Наталья Анатольевна говорит так: «Планы у меня – расти профессионально, радоваться жизни и радовать людей». Закончив беседу, мне очень не хотелось покидать Наталью Анатольевну – столько радости и тепла излучает этот человек. И дай Боже, чтобы этот свет ощутило еще не одно поколение учеников.

Н. Ратманова.

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
24 апреля 2024, 17:07

АО «СТРОЙСЕРВИС» — НОВЫЙ УЧАСТНИК НАЦПРОЕКТА «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА» В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Акционерное общество «Стройсервис»  - завод по изготовлению сборных железобетонных и бетонных изделий, товарного раствора и бетона, металлических и деревянных строительных конструкций, а также производству тротуарной плитки в Брянской области более 70 лет.На протяжении более 20 лет предприятие ежегодно занимает призовые места во всероссийском конкурсе на лучшую строительную организацию, проектную организацию, предприятие строительной индустрии, проводимом АО «Центрсельстрой».В 1995 году предприятие вошло в состав ведущих отраслевых предприятий, имеющих статус «Лидер Российской экономики». (далее…)

24 апреля 2024, 16:44

Брянский губернатор провёл приём граждан

Губернатор Брянской области Александр Богомаз провел прием граждан в приемной президента РФ Владимира Путина. Одно из обращений — жалоба на работу управляющей компании, которая никак не сделает ремонт в подъезде дома по улице Брянского фронта, хотя средства на это есть. Вопрос оперативно решен - текущий ремонт выполнят в ближайшее время. (далее…)

24 апреля 2024, 16:41

На Брянщине работает 502 отделения почтовой связи

Губернатор Брянской области провел рабочую встречу с директором макрорегиона Центр АО «Почта России» Ксенией Ефимовой. На встрече обсудили развитие федеральной почтовой связи в регионе.

24 апреля 2024, 16:34

Брянцы голосуют за объекты благоустройства

В Брянской области продолжается Всероссийское голосование за объекты благоустройства. Уже проголосовали 74 тысячи жителей. Они будут облагорожены благодаря успешной реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in