Важная ступенька во взрослую жизнь
Детский сад №22 «Солнышко» не назовешь обычным. Но обо всем мы вам расскажем по порядку.
Здесь чего только нет для развития маленьких клинчан: комната-музей со старинными вещами, живой уголок, изостудия, компьютерный класс, театр, огород, метеостанция, телестудия… Но самое главное богатство садика – воспитатели, отдающие детям свою любовь. О них и пойдет рассказ.
«Люблю свою профессию», – говорит воспитатель Светлана Владимировна Захарова, посветившая воспитанию детворы 33 года своей жизни. Да, были различные предложения, но она отклонила их, потому что не представляет себя на другой работе, без своих любимых малышей.
Детский сад «Солнышко» приглянулся ей, когда проходила здесь педпрактику, так что по окончании Клинцовского педагогического училища сразу пришла сюда работать.
Как вспоминает Светлана Владимировна, поначалу приходилось непросто – надо было узнать детей, научиться их различать, запомнить фамилии и имена, понимать, чего они хотят. Но все со временем приходит. В прошлом году Захарова отправила в первый класс очередную группу ребятишек, и сейчас у нее совсем еще крохи – от полутора до трех лет. Конечно, этим малышам сейчас тоже нелегко – их только-только забрали от мам, поэтому и свою воспитательницу они называют Светой и мамой. «Так что я их воспринимаю как своих родных детей», – говорит Светлана Владимировна.
Со старшими, конечно, приходилось потруднее. «Современные дети порой задают вопросы, связанные с техникой, Интернетом, и волей-неволей надо расширять свой кругозор в этой области», – замечает Светлана Владимировна. – Но если не можешь ответить, то ребенку так нужно и сказать: мол, узнаю – поговорим».
Детский сад – это ступенька к новой жизни, поэтому детей здесь стараются привлекать к участию в различных мероприятиях. «Если их заинтересовать, – дети участвуют везде, – говорит Захарова. – И не было еще ни одного конкурса, из которого мы бы выходили без побед». Среди этих конкурсов – городские, областные, всероссийские…
Неравнодушны дети и к спорту, в том числе и интеллектуальному. Так, они участвовали в шахматных соревнованиях в школе №6.
Было приятно видеть, как малышам вручали призы и подарки. И один мальчик, Женя Середа, даже обыграл школь-ника. Искусству шахматной игры его научила бабушка, и теперь Женя, став школьником, посещает шахматный кружок.
Также Светлана Владимировна вспоминает акции «Подари сердечко маме», экскурсии в пожарную часть, сотрудники которой сдружились с ребятами. А дети готовят для них выставку технического творчества.
Одно из важных направлений в воспитании, считает Светлана Владимировна, — это любовь к Родине – большой и малой родине.
Поэтому патриотизму она уделяет особое внимание. Так, например, Захарова вместе со своими ребятами ухаживает за памятником текстильщикам, погибшим на фронтах Великой Отечественной и в партизанских отрядах, расположенным возле бывшей фабрики имени Ленина. Они делают там уборку, проводят мероприятия. Малыши получают огромное удовольствие и от встреч с ветеранами – мастерят открытки для них, разучивают стихи, песни, танцы, подходят к ним, рассматривают награды, спрашивают, где и как их получили.
Еще большое внимание уделяется экологическому воспитанию. С помощью детей, родителей и воспитателей была открыта комната природы, в которой малыши ухаживают за растениями и животными, изучают окружающий мир. На разбитом во дворе огороде Светлана Владимировна вместе со своими воспитанниками сеет семена, высаживает рассаду, ухаживает за всходами. А когда появляется клубника или малина, радости детворы нет конца. Это здорово видеть результат своего труда!
Очень интересно было ребятишкам, когда, вскапывая огород, они наткнулись на «земельных жителей». Подобные занятия, считает воспитатель, приучают детей трудиться, ухаживать за растениями, беречь их и любить. «Они уже не сорвут просто так цветок, не сломают веточку, — замечает Светлана Владимировна, — если растение засохло – польют. Все это прививает малышам любовь к природе, а значит – и к своему родному краю».
Светлана Владимировна считает, что к детям надо приходить всегда в хорошем настроении, чаще улыбаться, шутить. Но если ребенок что-то делает не так, можно его и пожурить немного, но при этом обязательно объяснить, за что. И он обязательно поймет.
У воспитателя Дарьи Александровны Лукьяненко поначалу не было возможности сразу после учебы приступить к воспитательской деятельности, и она устроилась работать художественным руководителем в Красной Горе. Но продлилось это недолго – она попала под сокращение. А потом настала пора создавать свою семью, родился ребенок. Так что возможность воспитывать других детей у Лукьяненко появилась только спустя три года. И получила она эту возможность в «Солнышке».
Выбору профессии поспособствовала мама – она тоже была воспитателем. В то время, вспоминает женщина, после рождения ребенка на работу выходили рано, поэтому мама каждый раз брала Дашу с собой, и та с удовольствием играла с детьми. Эта атмосфера так пришлась по душе маленькой девочке, что она решила не оставлять ее и во взрослой жизни.
На первых порах трудностей было не особо много – в основном давал о себе знать долгий перерыв после работы, а так Дарья Александровна быстро включилась в работу. Старшие воспитатели и руководство детского сада постоянно поддерживали молодого специалиста, помогали ей, направляли ее. «Все дети у меня разные, — замечает Лукьяненко. – Конечно, есть и такие, с которыми нужно поработать, но в целом они хорошие и послушные, помогают мне».
В своей работе Дарья Александровна делает упор на художественно-эстетическое воспитание детей. Поэтому в группе нередко проводятся литературные досуги и викторины, вечера загадок. Не остается в стороне Лукьяненко и от общения детей с природой, и в конце каждого учебного года она с организует турпоход на Стодольское озеро. Малыши всегда ждут этого с нетерпением. «А когда мы пойдем? Что нам собирать в рюкзак?» — спрашивают они. На воздухе дети активно играют.
Со своими воспитанниками Дарья Александровна вешала скворечники в рамках акции «Зеленая весна», собирала макулатуру в честь Года экологии… Она с улыбкой вспоминает, как родителей одного малыша привезли ее целую машину, ведь дети еще и соревновались – кто больше соберет макулатуры.
Помимо этого воспитатель ведет кружок декоративно-прикладного искусства «Страна рукоделия», где приобщает детей к русской народной культуре. Ребята изготавливают различные поделки, учатся вышивать, шить, плести. Они погружаются в истоки русской культуры. Благодаря музею-комнате «Русская изба», малыши узнают о старинных предметах быта, как ими пользовались в давние времена. Некоторые свои поделки – кукол из сентипона и бутылок, «пеленашек», «капустниц», домовят, ангелов-хранителей – дети приносили на конкурс в 6 среднюю школу.
Помимо этих двух творческих личностей в «Солнышке» еще немало интересных и талантливых воспитателей. О них мы расскажем в следующих номерах.
А. Типикина.