Вдали от линии фронта

02 июля 2018

20 августа 1941 года немецкие оккупанты вошли в Клинцы, позже на несколько дней, чем Стародуб, Унечу, Мглин и Сураж. Не с юга-запада появились завоеватели, как это предполагалось, а с северо-востока, со стороны Суража.

Военный госпиталь, который был развернут в начале войны в Доме отдыха «Вьюнки», был захвачен оккупантами вместе с медперсоналом и ранеными бойцами Красной Армии. Церемониться с ранеными гитлеровцы не стали – их привезли к близлежащему рву и закопали. Это было первое преступление фашистов на клинцовской земле.

Для подпольной работы в Клинцах в период партийными органами был оставлен Василий Иванович Железняков, которому рекомендовалось устроиться к немцам на работу. Железняков устроился в городское управление слесарем-сантехником, где он до войны работал инженером-механиком. За короткое время Василий Иванович установил связи с окруженцами, осевшими в городе, и военнопленными, находившимися в немецких лагерях в городе.

К концу 1941 года Железняков создал подпольную группу, в которую вошли А. Литвинов, Н. Полежаев и другие патриоты.
Несколько позже в городе появилась еще одна патриотическая организация из числа бывших офицеров и красноармейцев, которую назвали Комитетом сопротивления. Во главе стал бывший кадровый офицер, политрук Александр Павлович Коваленко. Он родился и вырос в Клинцах, в 1935 году закончил Горьковское училище бронетанковых войск. Участвовал в становлении Советской власти в Белоруссии, воевал с финнами.

Война застала капитана Красной Армии в городе Чертков. Будучи раненым, он возвратился в Клинцы, где находилась его семья. Устроился на работу в квартирно-эксплуатационную части городской управы.

В конце 1942 года подпольная деятельность групп Железнякова и Комитета сопротивления переплелась, и их руководители решили объединиться. Участница подполья Е.Г. Чекригина-Тимошенко рассказала, что объединенной подпольной организацией руководил А.П. Коваленко, а заместителем был В.И. Железняков.

Началась совместная подпольная деятельность патриотов. Первое время встречи подпольщиков проходила в квартире Василия Ивановича Кузьмина. Сюда приходили девушки-комсомолки И. Любимова, П. Прянишникова, Е. Тимошенко, Л. Нелюсова, сестра хозяина квартиры А. Кузьмина и другие. Когда началась война, инструктор ГК ВЛКСМ А. Кузьмина добровольцем ушла на фронт, но, попав в окружение, осенью сорок первого года вернулась в город.

Для большей возможности общения с молодежью она устроилась работать ткачихой на фабрику имени Ленина. В ее доме № 41 на улице Кронштадтской собиралась молодежь, пополнившая ряды подпольной организации.

Василий Иванович Железняков пользовался большой популярностью среди населения, особенно молодежи. Он умел каждому вселить веру в победу русского оружия, настраивал молодежь на борьбу с фашистами.

У Железнякова был приемник, и он начал принимать сводки Совинформбюро. Теперь патриоты все чаще собирались вместе, чтобы переписать сводки и распределить, кто где должен распространить листовки. Подпольщикам удавалось добыть и советские листовки и газеты. Сначала их читали в своем коллективе, а затем распространяли среди населения, в первую очередь, в местах содержания военнопленных.

В Клинцах в первые дни войны осело много окруженцев, бывших военнослужащих Красной Армии. Они поженились на девушках, одиноких женщинах-вдовах. В квартире Е.Г. Тимошенко, в Доме рабочих, жили двое бывших красноармейцев. Одного из них, Ивана Катышкова, за хранение оружия полицаи избили до полусмерти и арестовали. Его товарищ попросил хозяйку квартиры устроить ему отправку в лес, к партизанам. Она обратилась к Железнякову. Тот тоже не имел в то время связи с партизанским отрядом, но слышал, в каком лесу он находится. Подпольщицы Елена Тимошенко и Ирина Любимова организовали похищение из Ивана Катышкова и вместе с товарищем отправили в лес.

Находясь в партизанском отряде, Иван через связную Аню Кузиченко передал Елене Тимошенко записку со словами благодарности за спасение и просил рассказать о положении дел в подпольной организации.

На очередной встрече с руководителями подпольных групп стоял вопрос об установлении устойчивой связи с партизанским отрядом. Эта работа поручалась В.И. Железнякову. Кроме того, активной подпольщице Ирине Любимовой было рекомендовано поступить на работу в тюрьму. Вскоре девушка устроилась туда на должность бухгалтера. Она понимала, что ее работа может пригодиться руководству подпольной организации.

Подпольщики вели активную работу среди военнопленных, занятых на вырубке паркового леса вблизи железнодорожного вокзала. Однажды они организовали их побег, затем незаметно переправили в дом Ульяны Ивановны Богачевой, находившийся в Суражском переулке.

По заданию Коваленко подпольщица Л. Нелюсова организовала сбор лыж у населения. Ей помогал пионер Витя Богачев, брат хозяйки. Добытые лыжи Витя прятал у себя дома, и военнопленные подгоняли их на свои ноги. Проводником к партизанам командование подпольной организации назначило Л.И. Сепика. Это было очень ответственное поручение. В то время Леону Ивановичу было за пятьдесят, но он встал в один строй с молодежью. Родился Сепик в гордеевской деревне в семье бедного крестьянина. Батрачил у кулака, участвовал в империалистической и гражданской войнах. В 1930 году с семьей переехал в Клинцы. В совхозе «Вьюнки» работал бригадиром, кладовщиком, управляющим. В 1932 году вступил в большевистскую партию. На фронт его не призвали. Он решил эвакуироваться, но попал к немцам. Его поместили в лагерь для военнопленных.

Зимой 1942 года Леон Иванович тяжело заболел, и немцы отпустили его домой – тогда они допускали такое. По возвращению в Клинцы Сепик становится активным подпольщиком. Он присутствует на встречах подпольщиков, появляется среди военнопленных, в немецких воинских частях и полученные сведения передает руководству подполья. Несколько раз он был проводником военнопленных в партизанский отряд. Теперь готовил маршрут продвижения в белорусские леса, которые сам прошел, возвращаясь пешком из немецкого плена по проселочным дорогам.

Огромная работа проводилась среди военнопленных и полицейских Железняковым и Полежаевым. Полежаев работал на железной дороге и ежедневно общался с бывшими офицерами и красноармейцами, которые содержались в лагере для военнопленных рядом со станцией.

На 3 февраля 1943 года намечалась дерзкая операция: когда девять военнопленных вместе с несколькими полицейскими поедут в лес на работу, захватить немецкий грузовик. Но в ночь с первого на второе февраля руководство подпольной организации было арестовано. В застенках гестапо, расположенного в общежитии текстильного техникума, оказались В.И. Железняков, В.И. Кузьмин, А.И. Литвинов и Н. Полежаев с женой Ульяной. В эту же ночь гестаповцы окружили дом Ульяны Богачевой и всех, кто в нем находился, арестовали. Не избежал этой участи и Л.И. Сепик.

Из гестапо подпольщиков переправили в Петропавловскую тюрьму. Но никакие пытки не сломили патриотов. Четыре дня их держали в застенках, рассчитывая, что кто-то не выдержит пыток и заговорит. Ранним утром шестого февраля 1943 года подпольщиков затолкали в крытую автомашину и повезли к месту расстрела. По дороге машина сломалась, и арестованных погнали пешком ко рву за Домом отдыха «Вьюнки».

Расстреливали по одному, надеясь, что кто-то сломается и под страхом смерти выдаст остальных членов подполья. Но этого не случилось. Люди умирали с поднятой головой.

В числе расстрелянных были капитан Красной Армии Александр Павлович Коваленко, лейтенант Николай Васильевич Малахов, Василий Иванович Кузьмин, Николай Полежаев и его жена Ульяна, Василий Евдокимович Скрип-кин, Анатолий Литвинов, его жена и двое детей (сын шести лет и трехмесячная дочь), Ульяна Ивановна Богачева и ее брат Виктор, Леон Иванович Сепик, П.А. Шугаев, П.И. Лугин, А.С. Степунина, Татьяна Шульгина и другие. Фашисты расстреляли 27 человек из 35 арестованных. К сожалению, до сих пор неизвестны имена всех погибших.

По расстрелам во Вьюнковском лесу «специализировалась» и служба СД, подразделение которой находилось в здании Дома отдыха «Вьюнки». Она причастна к гибели стародубских подпольщиков. В Стародубе действовала комсомольско-молодежная группа. Патриоты распространяли cpeди населения листовки, спасали раненых красноармейцев, совершали диверсии.
В апреле 1943 года полиции удалось напасть на след группы. В начале мая, накануне ухода группы в лес, у себя на квартире был схвачен руководитель группы Николай Калманов. Были арестованы еще несколько человек, остальные в ночь с 10 на 11 мая успели уйти в лес и влиться в партизанскую бригаду имени Суворова.

Арестованных поместили в стародубскую тюрь-му, пытали, допрашивали. Н.Г. Калманов с группой патриотов решил бежать. Но когда они забрались на крышу, их обнаружил часовой и поднял тревогу. После этого следствие по делу комсомольцев-подполыциков было передано специальной группе СД, а сами подпольщики переведены в Клинцы.

Утром 27 июля 1943 года измученных людей со связанными руками подвели к вьюнковскому рву, где уже покоились многие клинцовские патриоты, и расстреляли. В тот день было казнено десять человек: Николай Калманов, Валентин (Алик) Рыжков, Георгий Хомутов, Анатолий Молчанов, Евгений Белый, Иван Егинцев, Иван Клименко, Василий Кулешов, Нина Линева и Владимир Филонов.
Отступая под натиском Красной Армии, фашисты спешили покончить со всеми узниками гестаповских застенков. За 10 дней до освобождения Клинцов во Вьюнковском лесу были расстреляны бесстрашные партизанские связные Мария Зезюля и Анна Кузиченко. Вьюнковский ров стал могилой для десятков, а может быть, сотен патриотов. И стоят, как часовые, над ним зеленые сосны, охраняя покой людей, отдавших свою жизнь ради нас.

Из книги
Василия Кровко «Клинцам – 300 лет».

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
18 апреля 2024, 15:21

Новое медоборудование установлено в Брянском клинико-диагностическом Центре

Новое диагностическое оборудования для неинвазивного исследования молочной железы закуплено для Брянского клинико-диагностического Центра.

18 апреля 2024, 15:15

Губернатор Александр Богомаз проинспектировал стройки в Фокинском районе Брянска

Брянский губернатор Александр Богомаз побывал на социально значимых стройках в Фокинском районе областного центра.

18 апреля 2024, 15:08

Волейбольный турнир памяти воина СВО стартовал в брянской школе

В средней школе №64 в Брянске прошло торжественное открытие турнира по волейболу  в честь воина-героя СВО Николая Вадимовича Курсакова.

18 апреля 2024, 14:50

Брянцы примут участие в фестивале чемпионов ГТО в Сочи

В Фестивале чемпионов ГТО участвует около сорока команд из разных регионов России и более ста пятидесяти спортсменов, выступающих в индивидуальном зачёте.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in