официальный сайт газеты города Клинцы и Клинцовского района Брянской области

О чем молчала Припять?

27 апреля 2018

Владимир Богданович Порубочий не значится в числе тех, кто в апреле 1986-го укрощал огненную стихию. Он, будучи, старшим помощником капитана сухогруза Днепровского пароходства, считал, что их вообще не задействуют. Ведь в Чернобыль были брошены силы всесоюзного масштаба, а что такое в сравнении с ними местное речное пароходство.

Впервые он совершил плавание на место аварии в марте 1988 года. То, что через два года после взрыва на АЭС увидел в районе Припяти, в зоне отчуждения, поразило его. Под прозрачной гладью воды плавала крупная рыба, и никто ее не ловил. На лугах, со стороны Чернобыльской атомной станции, бродили оставленные людьми одичавшие домашние животные – коровы, лошади. По берегам реки стояли рыжие хвойники. Уже в апреле весенняя листва на березах и кленах тоже была оранжевой. Казалось, лето, не успев вступить в свои права, уступило место осени. Радиацию нельзя увидеть, но ее последствия не спрячешь.

На первой отгрузке щебня капитан вышел на палубу и долго наблюдал, как подошедшие плавкраны разгружают судно. Этого ему хватило, чтобы получить предельную дозу радиации. По возвращении в порт капитана перевели на «береговую должность», а сухогруз и команду у него принял старпом Владимир Порубочий.

После первого выполненного рейса судно начало получать постоянные задания на доставку щебня и отсева в зону отчуждения. Никто из членов команды не отказался. Капитану, наоборот, пришлось отговаривать кока Надежду сойти на берег – он понимал, чем могут обернуться для девушки рейсы по загрязненной радиацией Припяти.
О том, что местность подверглась радиоактивному заражению и находиться здесь опасно, знали все. Капитан Порубочий объяснил членам экипажа, что сохранение здоровья возможно только при строгом соблюдении правил радиационной безопасности. За тем, как их исполняют подчиненные, он постоянно наблюдал и строго спрашивал даже за малейшее их нарушение.

Рейсы начинались всегда одинаково. На палубу сухогруза осуществлялась погрузка сыпучего груза. Затем предстоял путь по Днепру со стороны Киевского водохранилища к месту аварии. Когда приближались к Припяти и постам радиационного контроля, на судне задраивали все люки, обмундирование складывали в герметичные шкафы, взамен него надевали рабочую одежду. Без приказа на палубу никто не выходил. На ней находилась только вахта, но и она укрывалась в судне, когда то подходило ближе к реактору.

Грузы доставлялись в два места – в район строительства шоссейного автомоста через реку Припять, возле бывшей ремонтно-эксплуатационной базы, и непосредственно на специально построенный причал в районе Чернобыльской АЭС. Второе место располагалось всего в 500 метрах от места аварии. Строительный материал ту-да поставляли для постройки саркофага взорвавшегося реактора. Порубочий видел «одетое» в строительные леса место разрушения в стене энергоблока. Пробоина поражала своими размерами.

Разгрузка двух с половиной тысяч тонн груза проводилась в короткие сроки двумя плавучими кранами. На палубу ни капитан, ни члены команды без причины не выходили. Связь велась только по радиостанциям.
После выгрузки и перед выходом из зоны отчуждения на дозиметрических постах проводился радиационный контроль. После него каждый раз изымались предметы личной гигиены, постельное белье, спецодежда. Все, кроме обмундирования, которое запиралось в герметичный шкаф. Когда же сухогруз заходил в родной порт, там проводилась полная дезактивация и самого речного судна, и экипажа. Лишь после этого команду обеспечивали взамен изъятого имущества новым и разрешали выходить на берег.

В таком режиме Порубочий и его экипаж трудились три года. В 1991-м программа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльсокй АЭС была завершена. На сухогрузе замерили уровень радиации – он оказался слишком высоким. Поэтому было принято решение провести его утилизацию.

Команда получила новое речное судно, но вот ходить на нем уже не пришлось. Советский Союз в конце 1991 года перестал существовать. Вместе с этим перестали поступать заказы на перевозку грузов. Пароходство начало распадаться. Суда встали «на прикол», экипаж оказался без дела. Через несколько месяцев перестали платить зарплату. Деньги выделяли только на питание. Перед многонациональным коллективом поставили вопрос о принятии гражданства Украины.

Владимиру Богдановичу пришлось сделать свой выбор. Он вернулся на малую родину, в поселок Первое Мая Клинцовского района. Когда в поликлинике становился на учет, то оказалось, что полученная им доза радиации намного выше допустимой.

На мой вопрос, как поступил бы он, если перед ним опять поставили ту задачу, Владимир Богданович ответил коротко: «Выполнял бы, не раздумывая».

А. Морозов.

Еще по теме:

22 января 2019, 15:21
Пишем историю вместе
22 января 2019, 15:03
По стопам родителей
Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Картина дня
22 января 2019, 15:09

Выстоял, не сдался Ленинград

27 января исполняется 73 года со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Подвиг жителей города стал одной из легенд Великой Отечественной войны.

22 января 2019, 15:06

Александр Богомаз: «На первый план должна выйти ответственность»

В нашей стране по-прежнему актуальны две извечные российские беды. Что такое российские дороги для тех, кто зарабатывает на огульном поливании грязью любой власти? Тут надо разбираться в экономике. Да и не только в ней. Согласитесь, в любой сфере необходимо владеть хоть каким-то пониманием процессов, чтобы вставлять свои «три копейки» в общий хор недовольных голосов. А так получается, что всякому, кто берется критиковать недостатки в дорожном вопросе, даже с дивана подниматься не надо. Запрос в поисковике набрал, мышкой кликнул, картинка высветилась – вот тебе и готова фактура под разгромный материал.

22 января 2019, 15:03

По стопам родителей

В конце ушедшего года в департаменте образования и науки Брянской области состоялась встреча заместителя губернатора Брянской области Владимира Оборотова и директора департамента образования Татьяны Кулешовой с победителями регионального отборочного этапа конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс», которые представляли Брянскую область на IV Национальном чемпионате в Москве. Среди них был и наш земляк Дмитрий Демиденко.

22 января 2019, 15:00

Журналисты – летописцы эпохи

15 января в Хрустальном зале Правительства Брянской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню российской печати.