официальный сайт газеты города Клинцы и Клинцовского района Брянской области

Хранители веры

05 октября 2017

Клинцы основали старообрядцы – трудолюбивые, настойчивые, целеустремленные. Они начинали с ноля и за каких-то сто лет подняли слободу, которая позже превратилась в промышленный посад, а вскоре – и в город.

Они принимали людей других вероисповеданий, и население Клинцов быстро росло. В какой-то момент под влиянием тенденций и направлений в политике России, потом СССР они оказались отодвинуты в сторону от общественной жизни, терпели притеснения, но веры своей не предали. Потомки Клинцовых сохранили свой уклад жизни и обычаи. Объединяющим центром для старообрядческих семей, а их в нашем городе проживает немало, по-прежнему остается небольшая православная старообрядческая церковь Преображения Господня.

В 2023 году один из старейших храмов нашего города отметит свое 200-летие. Как рассказал иерей Михаил Смирнов, несколько лет назад здесь начался ремонт. Здание обветшало и внутри, и снаружи, предстоит большой объем работ. Община в Клинцах небольшая, пожертвования невелики, поэтому и работы выполняются не так быстро, как хотелось бы, и силами членов общины. Преобразования уже видны. Благодаря спонсорской помощи предпринимателя А.Е. Чикина и его рабочих, во дворе дорожки уложены тротуарной плиткой. Предприниматель В.А. Жмурин помог подновить фундамент. Дошла очередь и до фасада. Рабочие счистили старую краску, приступили к шпаклевке и покраске стен.

С особой гордостью отец Михаил рассказал, что за несколько лет они сделали новый предел в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Долгие годы здесь имелось два престола – Введенский и Преображенский, и служба велась по очереди на каждом из них по полгода.

Долгое время в нашей церкви Преображения бережно хранилось более 20 антимисов из всех закрытых по Брянской области старообрядческих храмов. Здесь стоит пояснить, что это такое, и как он важен во время литургии. Антиминс, или у старообрядцев – антимис (греч.вместопрестолие) имеет изображение восьмиконечного креста с тростью и копьем по сторонам. Антиминсы были писанными, рисунок и надпись об освящении составлялись от руки. Квадратные по форме льняные или шелковые платы изготовлялись церковно-или священнослужителями местной соборной церкви. Рисунок представлял собой разные варианты изображения креста (восьмиконечного). Надпись, произвольно наносившаяся по краям плата, сообщала: дату освящения, имя храма (престола), имя епископа, преподавшего антиминс, имя светского владыки (князя, царя), в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс. Как и до XVII века антиминсы в России приколачивались к престолу особыми деревянными гвоздями, либо пришивались прямо к его облачению. Как правило, на нем изображается положение Христа во гроб. По четырем углам изображены четыре евангелиста. В антимис обязательно должны быть вшиты частицы святых мощей. Он, как и престол, освящается архиереем и находится на престоле. Сверху кладется Евангелие. На антимисе совершается освящение Святых Даров. Антимис разворачивается, раскрывается только в определенный момент богослужения, перед началом Литургии верных, и закрывается, свертывается особым образом по окончании ее. Если во время Литургии загорится храм или если иное стихийное бедствие будет угрожать зданию храма, священник обязан вынести Святые Дары вместе с антимисом, развернуть его в любом удобном месте и докончить на нем Божественную литургию. Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу.

Одно время в Клинцовском старообрядческом храме служил священник, который за короткий срок прославился неблаговидными поступками, и вскоре ушел не только из храма, но и стал раскольником. На прощание он забрал около 10 антимисов, которые позже раздал раскольникам, создавшим свои церкви. Конечно, митрополит Корнилий положил конец их вольностям. Но в 2005 году он приехал в Клинцы и, чтобы не повторилось раскола, забрал оставшиеся 12 антимисов, среди них были Покровский, Чудо-Михайловский, Никольский, Казанский, Рождества Иоанна Предтечи, Нерукотворенного образа, в том числе, и родные для клинчан Введенский и запасной Преображенский.

Но антимисы не спрятали в дальний угол. По словам отца Михаила, митрополит передал их новым церквям, которые открыли и освятили по всей стране. Так что частички наших Клинцов в настоящее время разошлись по городам и весям России. Где они находятся конкретно, отец Михаил не знает, известно, что Введенский антимис находится в Улемском женском монастыре, что в Угличе. И это приятно.

А члены клинцовской общины на общем собрании приняли решение: создать новый предел в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Освящен он будет в юбилейном году. Средства на обустройство предела поступили в Клинцы от богатого благотворителя из-за границы. Тонкую, красивую резьбу по дереву выполнял украинский мастер. Удалось молодому священнику поменять и царские врата. Расписал их московский художник Юров, он же написал несколько новых икон.

Так постепенно преображается старая клинцовская церковь, готовясь перешагнуть через второе столетие. А сильно ли изменились сами члены общины? Я попросила отца Михаила назвать фамилии клинцовских старообрядцев, которые ходили на службу с первых дней основания церкви в 1823 году, и тех, которые собираются на молитву в наши дни. Некоторые фамилии не канули в вечность, не рассыпались по дальнему и ближнему зарубежью, по России вместе с людьми, а продолжаются в клинцовских потомках старинных родов. Это Степунины, Рябушинские, Малеванкины, Ковалевы, Рыловы, Бородины, Щербаковы, Перловы, Усовы, Гавриловы, Отряскины, Ляховы. И сегодня в Клинцах проживают Рыловы и Бородины, а из Перловых осталась, по словам отца Михаила, лишь Лидия Иосифовна,которая ходит в церковь. Все эти фамилии можно встретить в протоколах собраний общины, которые хранятся в церкви, начиная с 1947 года.

Из них можно узнать, какие вопросы решала община в разные годы. На каждом велся протокол, в который заносились такие вопросы: где и сколько брать угля для отопления храма, кого назначить сторожем, а кого снять с этой должности, кого поставить председателем общины или священником… Кстати, последний вопрос, конечно, решал епископ, но мнение прихода тоже играло большую роль в этом важном событии. После войны обращались в горисполком с просьбой передать общине для проведения богослужения Николо-Пустынский монастырь на Зубовке и т.д. Сегодня тоже все вопросы жизнедеятельности общины решаются на общих собраниях.

И все же жизнь здесь меняется. Старообрядцы подстраиваются под современный мир, признается мой собеседник. И хотя главные традиции остаются незыблемыми, они со временем трансформировались. Многие прихожане давно живут в квартирах, имеют дачи, общаются друг с другом и всем миром по современным средствам связи, даже имеют свои сайты и странички во «всемирной паутине». И к Светлому Воскресенью куличи дома пекут единицы, а молодое поколение предпочитает покупать их в магазине. По-прежнему строго выполняются все правила и молитвы, однако есть и послабления для тех, кто работает в выходные дни. На службу в обычные дни собирается, как правило, не более 30 человек. Только в большие праздники в церковь приходит более сотни человек, зачастую целыми семьями вместе с детьми, в том числе и многодетная семья священника Михаила Смирнова. «Старообрядцы чтут и сохраняют свои традиции, — говорит отец Михаил, – молятся, как это делали их предки. Наши семьи строятся на любови, взаимопонимании между собой». И на исповедь они приходят к одному и тому же духовному отцу.

Отец Михаил, хоть и самый молодой старообрядческий священник в Брянской области, совершает такие востребованные обряды, как крещение, соборование и отпевание. Посещает больницы и детский приют. Зачастую отпевание старообрядцев проводится не дома, а как в прежние времена – в храме. А вот крестить, по его словам, приходится часто, и не только в храме, но и по всему юго-западу области. И не обязательно, чтобы семья была старообрядческая. Многие выбирают отца Михаила по той причине, что православная старообрядческая церковь сохранила при крещении полное трехкратное с головой погружение. Старообрядцы веруют, что только так вода омывает все грехи. Звонят, и он уже едет, только просит приготовить емкость с водой. Все остальное у священника находится в специальном чемоданчике. Возраст значения не имеет. И все же, признается, отец Михаил, чем малыш младше, тем ему проще. Своих детей, а их у него пятеро, крестил на второй день после выписки супруги из роддома. Некоторые священники в Чуровичах. Елионке боятся крестить таких малышей и приглашают отца Михаила. В прошлом году довелось ему крестить взрослого даже в озере Заломенье.

В основном крестины проходят в Преображенском храме. Тогда на середину ставится одна из двух бочек – литров на 350 для взрослых или литров на 150 для детей, и священник проводит обряд. В этих старинных бочках, говорит собеседник, крестилось не одно поколение клинчан. В архиве храма сохранились данные о крещении с 1951 года. И нередко отца Михаила просят поднять бумаги и посмотреть, когда крестился тот или иной человек и кто при этом присутствовал из родных.

А венчание в последние годы проходит редко. Священник объясняет это тем, что, видимо, люди боятся взять на себя такую ответственность. Сегодня нередко случается, что супруги подают бумаги на духовный развод.
На вопрос, как встретят 310-летие Клинцов прихожане Преображенского храма, отец Михаил ответил, что по традиции будет отслужена панихида по освободителям Брянской земли, которые положили души за братьев своих. «У Бога нет мертвых, у него все живые, – говорит он. – Мы молимся за них, они молятся за нас. Такая панихида служится ежегодно на 9 мая и на день освобождения Клинцов от немецко-фашистских захватчиков. Молимся за всех усопших, которые дали нам свободную жизнь – и тех, кто погиб на полях сражений, и кто умер в послевоенные годы. Мы должны помнить о них».

Н. ГОРОХОВА.

Еще по теме:

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Картина дня
22 октября 2019, 23:03

Жители Брянской области подали заявки для участия в конкурсе «Лидеры России»

Чуть более чем за две недели с момента старта заявочной кампании на конкурс управленцев «Лидеры России» подано более 150 тысяч заявок из всех регионов России и 60 стран мира.

22 октября 2019, 17:04

Александр Богомаз вошел в Попечительский совет «Регионов России»

Об этом сегодня сообщили в департаменте внутренней политики.

22 октября 2019, 17:02

«Тютчев на брянской сцене» — новая выставка в музее-заповеднике Брянской области «Овстуг»

Она посвящена постановке спектакля «Ангел мой» в Брянском театре драмы имени А.К. Толстого и стала результатом сотрудничества музея с Брянским театром драмы.

22 октября 2019, 16:59

Руководитель Брянщины подвел итоги инспекторской проверки строительства детских садов города.

Александр Богомаз: «Мы выполним свои социальные обязательства перед жителями Брянской области».

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации