Владимир Путин провел ежегодную большую пресс-конференцию
В четверг 14 декабря состоялась ежегодная итоговая пресс-конференция Владимира Путина. Она стала тринадцатой по счету и продолжалась 3 часа 42 минуты. За это время журналисты задали президенту 65 вопросов.
О выполнении майских указов
Когда майские указы, если вы вспомните, только вышли, сразу начался «плач Ярославны» по поводу того, что они неисполнимы и что это слишком большая нагрузка на бюджеты всех уровней, что это потащит развитие экономики вниз, что нельзя так планировать повышение заработных плат, что это неприемлемо, заработных плат в бюджетной сфере прежде всего. Потому что за повышением заработной платы в бюджетной сфере неизбежно должны будут расти заработные платы в экономике, а производительность труда в экономике не растет так быстро, как темпы роста заработной платы. На самом деле отчасти это правда. Тем не менее я посчитал это правильным и необходимым…
Что с ними происходит в целом, с этими указами? Примерно 93-94 процента заявленных целей исполнены. Это касается в том числе и уровня заработных плат в бюджетной сфере. Уверен, что в 2018 году, как и планировалось, все будет доведено до логического завершения. Эти целевые показатели будут достигнуты.
Об оздоровлении в экономике
Что касается роста экономики, она все-таки растет, и это очевидный факт. Здесь никаких приписок нет. У нас рост ВВП – 1,6 процента, рост промышленного производства — тоже 1,6 процента. При этом очень хорошие темпы роста демонстрируют автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство, конечно. В этом году опять будет где-то под три процента по результатам года – рекордный урожай.
Вчера (министр сельского хозяйства Александр – авт.) Ткачев сказал: 130,5 миллиона, наверное, будет. Может быть, будет больше. Это вообще самый большой урожай за всю историю. В РСФСР, по-моему, приблизительно было 127 в 1978 году. То есть такого урожая вообще никогда не было.
Растет экспорт. Он приобрел очень масштабный характер. Мы вышли на первое место в мире по объему экспорта зерновых.
На чем он основывается? Во-первых, на том, что все-таки мы преодолели два известных шока, которые пережили в середине 2014-го, в 2015 году. Какие? Это резкое снижение цен на энергоносители. Оттуда мы получали, как известно, и в значительной степени до сих пор получаем основные доходы в бюджет.
И второе – внешние ограничения или так называемые санкции. Я уверен, что санкции не повлияли на снижение цен на нефть, но все-таки повлияли. Вот это первое.
Второе. Наше развитие стало больше и больше опираться на внутренний спрос, что чрезвычайно важно для любой экономики.
У нас инвестиции в основной капитал — 4,2 процента. Обратите внимание, я сказал, что рост ВВП – 1,6, а инвестиций в основной капитал – 4,2. Это что значит? Это значит, что вложения в развитие в два раза, даже больше, чем в два раза, превышают то, что достигнуто сейчас. Это значит, что даже на ближайшую среднесрочную перспективу дальнейшее развитие уже гарантировано. Уже деньги туда вложены, в эти проекты.
О решении МОК
И я, и некоторые мои коллеги уже говорили: для нас очевидным является то обстоятельство, что скандал раздувается в преддверии внутриполитического российского календаря. И кто бы чего ни говорил, убежден, просто знаю, что это так и есть.
О налогах
Мы договаривались о том, что налоги до конца 2018 года расти не будут, и в целом это все таки выдерживается
Эта дискуссия относится к такой категории, которая сначала должна быть проведена на экспертном уровне и после принятия решения вынесена на обсуждение вместе с бизнес-сообществом.
Мы не будем это делать кулуарно, так же как по некоторым другим вопросам: как, скажем, по пенсионному возрасту и так далее. Но на что совершенно точно нужно обратить внимание уже сегодня и сейчас – это на некоторые налоги, которые ложатся достаточно тяжелым бременем на граждан и на бизнес и не отвечают никаким интересам ни самих граждан или бизнеса, ни интересам государства в целом.
О ситуации в сфере ЖКХ
Нужно обеспечить в развитии самой системы коммунального хозяйства своевременное строительство новых объектов и капитальный ремонт имеющихся.
Так вот управляющие компании сначала деньги собирают за все, а потом расплачиваются, в том числе и с ресурсными организациями. И далеко не всегда они расплачиваются своевременно и в полном объеме. И за этим мало кто смотрит.
Что нужно в этой связи сделать? Нужно отрезать эти управляющие компании от денежного потока. И такой законопроект уже есть, он, по-моему, в первом чтении прошел, во всяком случае, там изучается. Нужно сделать это в самое ближайшее время.
Другое решение, которое принято. Начисляют платежи, часто необоснованные, клиенты оспаривают. Теперь управляющие компании в связи с готовящимися решениями должны будут не просто сделать перерасчет, а заплатить еще плюс 50 процентов за неправильно выставленный счет в качестве штрафа, можно сказать. И эти решения должны быть обязательно доведены до конца…
Ну а самое главное, конечно, нужно обеспечить в развитии самой системы коммунального хозяйства своевременное строительство новых объектов и капитальный ремонт имеющихся.
О ситуации в здравоохранении
Я обозначил здравоохранение как одно из приоритетных направлений развития на будущее. Вы правильно сказали, что немало сделано с точки зрения повышения доступности высокотехнологичной медпомощи. У нас хорошие показатели по снижению смертности.
Есть и подвижки по онкологии. Но не такие, как требует проблема. Поэтому софинансирование востребовано. Согласен, что сокращение количества медучреждений не всегда обосновано. Нужно увеличивать общее финансирование здравоохранения. В этом году это 3,8 процента ВВП, в следующем, по данным минфина, будет более четырех процентов. Нужно особо сосредоточить внимание на создании новых форм медобслуживания в небольших населенных пунктах. Необходимо использовать передвижные пункты оказания медпомощи. Выросла продолжительность жизни, а вместе с ним и количество людей, страдающих тяжелыми заболеваниями. Распоряжения по увеличению финансирования уже даны.
О ситуации с детьми
Что касается поддержки института семьи, детства, материнства, что предлагается для поддержки демографии.
Первое, введение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка до достижения им полутора лет в размере прожиточного минимума ребенка, которая будет выплачиваться семьям со среднедушевым доходом ниже полуторакратного прожиточного минимума трудоспособного населения. Что это значит? В 2018 году это значит 10 523 рубля, в 2019-м – 10 836 рублей, в 2020 году – 11 143 рубля.
Второе, продление программы материнского капитала и расширение возможностей для его использования, а именно и самое главное – эти средства материнского капитала можно будет получать и тратить в виде ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением второго ребенка до достижения им полутора лет и использования для оплаты в сфере дошкольного образования уже с двухмесячного возраста ребенка.
Третье, у нас, вы знаете, 50 регионов, субъектов РФ, где люди получают ежемесячные денежные выплаты на третьих и последующих детей до трех лет. Мы увеличиваем в результате перераспределения внутри системы различных норм с 50 до 60 количество этих регионов.
И, четвертое, вводится субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам. Сегодня она сколько у нас? Около десяти процентов, а все, что свыше шести процентов, будет субсидироваться государством. И эта норма будет введена с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Сроки субсидирования при рождении второго ребенка – три года с выдачей кредита, третьего – пять лет. По нашим оценкам, это в ближайшие годы охватит 500 тысяч российских семей.
И, пятое, программа по созданию дополнительных мест в яслях для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет. Цель – в 2018-2019 годах обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования по этой категории. В планах создать более 326 тысяч ясельных мест, тоже как цель, для того чтобы и поддержать семьи с незначительными доходами и для того чтобы улучшить демографические показатели.
По материалам «Российская газета» — Столичный выпуск №7451 (285).