Борис Грибанов: «Успехи села нужно закрепить строительством жилья»

26 октября 2018

Сельское хозяйство Брянской области развивается в последние годы такими темпами, что удивляются даже ветераны отрасли. Но без социального развития деревни не удастся удержать там людей. Что делается для этого? Какие усилия предпринимает власть? Директор департамента сельского хозяйства Брянской области Борис Грибанов ответил на эти и другие вопросы «Брянской учительской газеты».

– Борис Иванович, насколько удачным был нынешний год для селян?
– Начали посевную позже обычного на две недели, но запланированные показатели, которые отражены и в соглашении с Министерством сельского хозяйства, выполнили. В конце мая и июне постигла засуха. Она тоже сказалась, хотя удобрений приобрели по сравнению с прошлым годом на 30 тысяч тонн больше и в оптимальные сроки провели сев. Потом дожди пошли, все выровнялось, и получен неплохой урожай. Мы проводили семинар в Стародубском районе, приглашали наших ветеранов. Они удивлялись тому, что можно получить урожай в 110 центнеров. Удивлялись и депутаты аграрного комитета Государственной Думы во главе с коммунистом академиком РАН Владимиром Кашиным. Они побывали на наших полях и поразились культуре земледелия. Мы предлагали им самим подсчитать урожайность. Да, больше 120 центнеров с гектара. А картофеля на некоторых полях получаем по 800 центнеров. У главы холдинга «Охотно» Владимира Жутенкова морковь дала в прошлом году 1100 центнеров, она была на поливе.

– Сейчас уже на многих полях можно увидеть технику для полива. Она приобретается самими предприятиями?
– Да, но по программе мелиорации. За счет этого в качестве субсидий им перечислено 57 миллионов рублей. Поливают и картофель, и овощи, и зерновые. Например, глава холдинга Дмитрий Добронравов орошал сою. Хозяйства приобретают технику, а мы возмещаем до 70 процентов затрат. Селяне почувствовали большую отдачу, у них растет интерес к этой программе. В этом году по программе мелиорации выделено еще 115 миллионов рублей. За счет полива урожайность овощей обычно повышается в полтора раза.

– Жутенков, объясняя желание выращивать морковь, сказал как-то, что ему стало обидно, когда увидел в магазинах израильский товар. Южную морковь действительно неплохо покупают, а брянскую?
– Прошлогодний урожай он весь продал. Теперь моет и расфасовывает овощи, что улучшило товарный вид и сказалось на продажах.

– Очень часто можно слышать, что картофель или какие-то овощи есть нельзя, потому что там и нитраты, и радиация… Что можно сказать о качестве брянских овощей, фруктов, других товаров?
– Да, распространяют слухи о том, что в нашем картофеле якобы много нитратов. Но сейчас торговля не берет такой товар. Зачем им неприятности? Ведь любой покупатель имеет право отнести тот же картофель в лабораторию и потребовать проверки. Или написать заявление в надзорное ведомство. Случаев, чтобы брянский картофель забраковали, не припомню. Им торгуют и в Москве, где на рынках и в магазинах проводят проверки. Наш картофель – один из лучших в мире по качеству. Мы отбираем лучшие сорта, чтобы он был крахмалистый, рассыпчатый.

– А с радиацией что?
– Я ранее работал в чернобыльской зоне, и всегда удивляло то, что картофель был чистым. Да, повышенная радиация отмечалась в молоке, особенно тогда, когда коровы были на выпасе. Беспокоили также ягоды, грибы — их проверяли постоянно. А вот курятина и свинина тоже были чистыми. Внесение удобрений и правильная обработка почвы очень хорошо помогают бороться радиацией. К тому же она за много лет снизилась естественным путем.

– В этом году урожайность зерновых на уровне прошлого года. Но ведь стоит задача намолачивать не два, а три миллиона тонн.
– В этом году получили около 40 центнеров с гектара. Общий урожай достигнет двух миллионов тонн. Под кукурузой у нас 76 тысяч гектаров – 21 процент пашни, зерновые занимают 40 процентов. Но с каждым годом увеличиваем площади, это и есть резерв. Под картофелем в этом году на 2500 гектаров больше, чем в прошлом. Но в личных хозяйствах площадь посадки уменьшилась, так как в деревнях остаются только пожилые люди. Пока зарастают 150 тысяч гектаров земли, которая ранее обрабатывалась. Она покрылась лесом, кустарником. Работаем на этих полях уже экскаваторами или тракторами с корчевателями. Вводим в оборот каждый год по 50 тысяч гектаров, то есть года через три все земли Брянской области будут обрабатываться. Хотя остались наиболее сложные участки. В основном сами хозяйства занимаются этой работой, но есть программа мелиорации. В этом году ввели в оборот около 7 тысяч гектаров мелиорированных земель, которые очень сильно заросли. На гектар вводимой в оборот пашни государство дает около 30 тысяч рублей. В целом субсидии достигают половины от общих затрат. Вообще, мы участвуем во всех федеральных программах. По некоторым из них субсидии достигают 90 процентов. Конечно, это выгодно и области, и хозяйствам, и государству в целом. Я считаю, что выстроена очень грамотная система взаимоотношений, которая приносит отличные результаты.

– Всегда отстающим звеном была переработка продукции. Что-то меняется в этой сфере?
– Да, пока мы в основном отправляем товарный картофель, остается в области, как правило, мелкий и некондиционный. Но уже работает под Добрунью завод «Эко-Фрио», который выпускает картофельные хлопья. Компания «Черкизово» собирается строить еще один картофельный завод. Мы подобрали для них площадку в Брянском районе. Инвестор планирует выпускать чипсы, крахмал, картофельные хлопья.

– Другие культуры намерены перерабатывать?
– Будет восстановлена работа крупнейшего предприятия отрасли — «Мелькрукка». Ранее в сутки оно перерабатывало до 700 тонн зерновых, муку покупали многие области. Наконец-то на предприятие пришел новый собственник. Он все лето занимался реконструкцией, сейчас уже завозится сырье. Кроме того, будет строить элеватор и мельничный комплекс Дмитрий Добронравов. Отрасль оживает и развивается, в нее пришли талантливые люди, что очень радует.

– Многие сельхозпредприятия столкнулись с тем, что не могут найти работников. Из города много тружеников не привезешь. Ясно, что нужно заинтересовать человека условиями жизни в деревне. Есть ли успехи в этом деле?
– По программе социального развития села мы строим газопроводы, подводим воду. Глинищево и Стародубский район включены в программу комплексной застройки. Туда подводим инженерные сети за счет государства, а строительство жилья субсидируется на 70 процентов. Остальное оплачивает предприятие или сам работник. Причем речь идет не только о тех, кто непосредственно трудится в поле, но и об учителях, медиках, почтальонах и так далее. В программе участвуют 115 человек, а к агропромышленному комплексу относятся только 45. В этом году на программу федеральная казна дополнительно выделила 44,5 миллиона рублей, еще 16 – область. В итоге всю очередь мы закроем – люди получат дома и квартиры.

– Программа комплексной застройки коснется других районов?
– В ближайшее время в нее войдут Брасово и Севск. Если не будем строить на селе, то никто там не останется. В Стародубе новое жилье было не самое дешевое, но его сразу разобрали. Тридцать процентов доплачивали либо предприятия, либо сами жители.

– Эффект от программы уже есть?
– Конечно. У Жутенкова теперь нет такого напряжения с кадрами. Когда человек приобрел жилье, когда появилась семья, он закрепляется на селе. Тем более что Глинищево рядом с Брянском. Да и дороги позволяют сейчас быстро добраться до областного центра из любого района. Но я считаю, что каждое хозяйство должно строить в год по три – пять квартир или домов. У нас около семисот предприятий – это же сила!

– В свое время представители «Мираторга» даже у президента просили деньги на строительство дорог в Брянской области. Отчасти их разрушила в тяжелая техника. В каком состоянии сейчас сельские дороги?
– Не скажу, что все изменилось, но строится много. Все проекты, которые мы предлагали, одобрены. Около 400 миллионов рублей по программе социального развития села пойдет как раз на дорожное строительство. Причем теперь асфальт более крепкий. Конечно, хотелось бы все изменить сразу, но эта сфера очень дорогая, нужны громадные деньги.

– В некоторых районах можно видеть сады, которые сохранились еще с советских времен. Но в целом эта отрасль была в загоне. Можно ли надеяться, что она поднимется?
– Есть программа развития многолетних насаждений. Мелкие фермеры берут по паре гектаров, чтобы разводить малину, клубнику. В Клетнянском районе инвесторы при помощи сербов посадили сад на шестидесяти гектарах. Планируется удвоить площадь под яблонями. У них уже капельный полив. Причем саженцы очень хорошо приживаются, так как почвы района прекрасно подходят под фруктовые деревья. Здесь много лесов и воды, что важно при капельном поливе. В целом же инвесторы хотят увеличить площадь садов до тысячи гектаров. Будут выращивать не только яблоки, но и груши, смородину, крыжовник, сливу, вишню. У них самый крупный проект. Продавать фрукты и ягоды они рассчитывают не только в Брянской области, но и за ее пределами. Кроме того, наладят переработку. Хранилище в этом году построят, что очень важно.

– Пчеловоды относятся к категории сельских тружеников, о которой часто забывают. А они просят не только внимания, но и того, чтобы их оградили от неприятностей, чтобы не травили пчел.
– Согласен, мы должны поддерживать пчеловодов. В этом году ко мне приходил житель Жирятинского района, который жаловался на то, что пчелы погибли по вине хозяйства. Этим людям надо всячески помогать. Для них достаточно 5 — 10 гектаров земли. Нужно, чтобы хозяйства рядом с пасекой сеяли гречиху, донник и другие медоносы. Мы проводим ярмарки для наших пасечников, их дело будем тоже развивать.

– Какие наиболее важные изменения ждут брянское село в следующем году?
– Наша основная культура – картофель. Предприятия построили хранилища почти на 900 тысяч тонн, они выполнили важную задачу. Сейчас думаем над тем, чтобы получать свои семена. С зерновыми уже все проще – мы закрываем свою потребность, так как у нас 17 семеноводческих хозяйств, причем они модернизируются. Рядом с элеватором, который строит Добронравов, планируем поставить и семеноводческий заводик. Хотим также заняться выращиванием семенного картофеля. В целом делать ставку будем на озимые культуры, которые дают, как правило, большую урожайность. Кроме того, руководители хозяйств всерьез начали заниматься техническими культурами – прежде всего рапсом. По сравнению с прошлым годом площади под ним увеличили в 2,5 раза. Сои тоже больше сеем. В этом году килограмм рапса стоит уже 23 рубля, что очень выгодно. Цена зерна тоже неплохая. Все это позволяет надеяться на то, что темпы развития села не снизятся.

Александр ФЕДОСОВ.

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
25 апреля 2024, 09:54

Акция «Георгиевская ленточка» на Брянщине

Брянск присоединился к Всероссийской акции "Георгиевская ленточка".

25 апреля 2024, 09:52

В Брянской области продолжается благоустройство территорий

На Брянщине реализуется проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом. В прошлом году на благоустройство направили 32 млн рублей.

25 апреля 2024, 09:47

Строительство и реконструкция очистных сооружений на Брянщине

 23 апреля, Александр Богомаз выступил с докладом в Брянской областной Думе. Он рассказал о развитии региона в 2023 году и в частности о реализации федерального проекта «Чистая вода» нацпроекта «Жилье и городская среда», инициированного Президентом.

25 апреля 2024, 09:43

Замминистра сельского хозяйства Беларуси посетил Брянск

Губернатор Брянской области Александр Богомаз провёл рабочую встречу с белорусской делегацией. Возглавляет ее заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь Владимир Гракун.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in