Налоговые льготы, импортозамещение, восстановление территорий: будущие управленцы изучают экономику родного края в рамках проекта «Брянские герои»
Одиннадцать участников стартовавшего накануне регионального проекта «Брянские герои» ...
Нина Григорьевна Трушко родилась в Трубчевске 22 июня 1941 года. Тогда, в четыре часа утра, в роддоме не знали, что начинается самая кровавая война из всех войн на свете. Медики, приняв роды, осмотрели девочку и поздравили молодую маму…
Днем в палату зашла главврач роддома.
– Девочки, придется набраться сил, – сказала она. – Война. По радио объявили. У нас количество врачей и медсестер уменьшается в разы. Пришла разнарядка из военкомата. Уже сегодня они отправляются в Белоруссию. Прошу тех, кто родил и чувствует себя хорошо, выписаться.
Через три дня Дарью Федоровну и ее дочь Нину выписали из роддома. За ними пришла бабушка, Антонина Лукинична. Увидев дочь и внучку, расплакалась:
– Что ж теперь нам делать? Гришке повестка пришла … Его забрали воевать. Принесет нашей семье война горя. Душа не на месте у меня…
Бабушка стала уговаривать: «Бежать надо, Дашка. Гришка воюет, ты – партийная… Расстреляют изверги!..»
Мама согласилась. Быстро собралась, взяла меня, но бабушка остановила: «Куда ты? Дитё погубишь. Неси малышку к крестной. Она – медичка, выходит, потом, Бог даст, заберешь. С Ниной нам не убежать».
Вот так мама и бабушка, оставив меня у крестной, с двумя моими братьями и сестрой покинули оккупированный Трубчевск.
Нина осталась у крестной своей мамы. Она ее и выхаживала. Найти кормилицу не удалось. Выпаивала кроху коровьим и козьим молоком.
Уходя из Трубчевска, оккупанты поджигали и взрывали здания. Уничтожили и дом, где жила семья Нины. Соседи помогли вернувшимся из эвакуации беженцам наспех построить небольшую хатку. Ее и начали обживать, понимая, что другого жилья уже не будет. Отец погиб на фронте, а детей кормить нужно.
В 1948 году Нина пошла в первый класс. Но самое яркое воспоминание из детства – это не первое сентября, а небольшой кусочек халвы.
– Долгое время самым большим детским лакомством оставался обычный рафинад, – рассказывает моя собеседница. – А тут в магазин привезли халву. Ее тогда после войны только начали выпускать. Сразу образовалась очередь.
И мы с мамой пришли. Несколько часов стояли, а халвы так и не досталось. Было очень обидно.
Спасибо, что соседка поделилась с бабушкой небольшим кусочком. Сказала, угости внуков. Как же мы были счастливы в тот момент!
Вспомнила Нина Григорьевна и другой случай. В начале 50-х в магазины стали завозить шоколадное масло. Казалось, его появление вызовет ажиотаж у населения, но этого не происходило. Люди, зайдя в магазин, от предложений продавцов его купить, отказывались. Но вскоре отношение к новому продукту поменялось. Для детей шоколадное масло стало лучшим лакомством.
– Какие праздники в то время отмечали в вашей семье? – интересуюсь я
– Самым любимым был День Победы, – отвечает Нина Григорьевна. – Несмотря на бедность, люди старались приготовить вкусные блюда, нарядно одеться.
Отметить День Победы в семейном кругу договаривались задолго до праздника. Наверное, сказалось то, что война разлучила людей: мужчины уходили на фронт, женщины и дети уезжали в эвакуацию. Люди в первые послевоенные годы научились использовать любую возможность встретиться, поддержать друг друга. В те времена дружили семьями, дворами. Всегда выручали друг друга. И яйцами делились с тем, кто не держал кур, и молоком, если у соседей корова болеть начинала…
У нас были корова и поросята. Тогда все старались держать скотину и птицу. Это помогало не бедствовать.
Корову и поросят приезжала осматривать ветврач из ветлечебницы. Я наблюдала за тем, как она работает, а после школы решила идти учиться в трубчевский техникум.
Нина Григорьевна окончила ветеринарный техникум с красным дипломом и получила рекомендацию для поступления в академии. Девушку зачислили на первый курс, но учиться она не поехала: вышла замуж. Взяла академический отпуск, а через год написала заявление о переводе на заочное отделение.
– Академию в Москве я тоже окончила с отличием, – рассказывает Трушко. – Работать ветеринарным фельдшером начала после техникума. Меня тогда распределили в Клинцы. Полученный опыт пригодился при обучении в академии.
Приехав в Клинцы, выпускница веттехникума пришла к главному ветврачу и заявила с порога: хочу в колхоз. Он удивленно посмотрел и после невольной паузы сказал: «А знаешь ли ты, что нужно быть готовой к тому, что могут поднять среди ночи и потребовать срочно на ферму?»
Но Нина повторила просьбу. Ее назначили заведующей ветеринарной аптекой в Клинцах и по совместительству фельдшером. Закрепили за совхозом «Ленинский путь».
На тракторе по ночам подъезжали к ее дому и забирали и везли на ферму.
– В кузове постелют соломы, я сяду на нее и еду так до самой фермы, – вспоминает Нина Григорьевна. – Причины вызовов были разные: то корова отелиться никак не может, то бычок или поросенок на ноги не встает. Пока до фермы доберемся, пока лечение назначу, пройдет несколько часов, а там, глядишь, уже и утро. А вместе с ним и новый рабочий день.
Лишь после окончания ветеринарной академии в напряженном графике работы произошли изменения. Трушко назначили врачом-терапевтом ветеринарной лечебницы. Через несколько лет еще одно назначение – эпизоотолог.
Но не думайте, что Нина Григорьевна искала «теплое» местечко. Она всегда стремилась практиковать. Как одно из свидетельств этого — заметка в нашем «Труде» от февраля 1974 года «Тихая радость». Тогда Нина Григорьевна работала заведующей горветлечебницей. Приведу пару абзацев: «А назавтра был обычный рабочий день. Приводили и привозили «пациентов». <…>
Впрочем, операции приходится делать в далеких от необходимых условиях, а иногда прямо в сараях, во дворе, там, где настигла беда лошадь, корову или птицу. И ветеринарные работники борются за жизнь каждого живого существа с самоотверженностью. Они не только лечат животных, но и иногда исправляют ошибки природы, проводят так называемые косметическое операции. Но главная забота — не допустить вспышки инфекционных заболеваний. Для этого проводится большая профилактическая работа».
После ветлечебницы следующим местом работы стал трест «Хмельпром». Там Трушко предложили стать главврачом. Должность очень ответственная. Нина Григорьевна не сразу дала согласие. Брала время подумать.
Трест располагался в семи районах юго-запада нашей области, подчинялся напрямую Москве. Скот в хозяйствах был различный — от овец и до коров. Поголовье измерялось десятками тысяч. Переживала: будет ли успевать все охватить. Лишь через несколько дней раздумий написала заявление о замещении вакантной должности. В «Хмельпроме» проработала 3 года, до самой ликвидации его.
– Моей основной целью была постановка диагнозов, – делится Трушко. – После ликвидации треста позвали на ветстанцию, но я не согласилась. Мне нравилось работать в хозяйствах. И я устроилась в совхоз «Ленинский путь». Выбор такой сделала из-за того, что, когда только приехала в Клинцы по распределению, меня прикрепили к этому хозяйству. В нем меня хорошо знали люди, и я их знала. Пусть давно, но там я практиковала.
Работать было тяжело. Чтобы придти на ферму вовремя, приходилось вставать в 4 часа утра. Если бы жила в Смотровой Буде, то могла бы отдохнуть днем, но я-то на работу ездила из Клинцов. Кроме этого, фермы совхоза были разбросаны по нескольким населенным пунктам. Домой возвращалась только в 8 – 9 часов вечера. Работа эта меня сильно измотала, но зато среди людей завоевала авторитет. Избирали даже депутатом.
В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС. Она негативно повлияла на животноводческий сектор Брянщины. Появились зоны отселения, и люди из них стали уезжать. Многие фермы оказались брошенными.
– Скота много, рабочих рук перестало хватать, – продолжает рассказывать Нина Григорьевна. – Некоторые населенные пункты и вовсе обезлюдели. В них никого, кроме собак, не осталось. Помню, как приходилось мимо таких деревень и поселков ездить мимо.
И вот тогда в связи с тем, что есть много заболеваний идентичных для животных и людей – бешенство, туберкулез, сибирская язва и другие – ветотдел области решил организовывать противоэпизоотический отряд. Мне предложили его возглавить.
Получив предложение, Трушко поинтересовалась: сколько будет у нее ветврачей? Ответили, что четыре и еще фельдшеры. Узнав об этом, согласилась.
Противоэпизоотическим отделом руководила 30 лет. Приходилось работать в основном с комиссией МАГАТЭ. Совместно выезжали в районы, из которых отселяли людей. Там отлавливали зверей, брали пробы грунта и травы. Поголовью содержащегося скота давали препараты для выведения из организма радиации. Прививали животных и от опасных заболеваний.
Нина Григорьевна и ее подчиненные ни разу не допустили распространения выявленной инфекции среди животных разных хозяйств и ни одного случая передачи заболевания людям от зараженных животных.
Уволилась клинчанка из отдела, когда Чернобыльской катастрофе исполнилось 30 лет. В этот день она ушла на пенсию. За свою трудовую карьеру награждена различными грамотами и медалями. Среди них – от Губернатора Брянской области, Управления ветеринарии Брянской области, Клинцовской и Трубчевской епархии и других ведомств и организаций. Н.Г. Трушко присвоено почетное звание «Заслуженный ветеринарный врач России».
Она признается:
– Я очень люблю свою профессию. И сейчас вспоминаю, как работала, как помогала животным, безошибочно ставила сложные диагнозы. Меня, кстати, и направляли чаще других на такие случаи.
Однажды предотвратила распространение чумы среди животных. В нашем районе содержалось охотхозяйство. И вот как-то поздним вечером мне позвонил начальник управления ветеринарии и отправил туда разбираться, чем заболели кабаны. Вскрытие животного проводила под свет фонарей. Поставила диагноз – классическая чума. И уже той ночью мы начали принимать меры к недопущению ее распространения.
В хозяйстве пришлось ликвидировать дикое поголовье. В селе, которое расположено рядом, срочно вакцинировали домашних животных. Несколько дней там работали наши специалисты. В итоге удалось побороть вспышку чумы.
22 июня Нине Григорьевне Трушко исполнилось восемьдесят лет. Поздравить ее с юбилеем приезжали представители областного управления ветеринарии. Их направил к юбилярше начальник управления Сергей Алексеевич Бобков. Иначе и быть не могло, ведь Трушко 55 лет отработала в области ветеринарной медицины, за это время стала примером для своих коллег и тех, кто приходит в эту профессию.
«Залогом вашей многолетней успешной работы стали незаурядные способности, широкая компетентность, высокое чувство ответственности, перспективность мышления и умение вести конструктивный диалог. Зарекомендовали себя добросовестным и ответственным работником, мудрым и опытным наставником, что позволило вам заслужить неоспоримый авторитет в коллективе среди работников госветслужбы области и специалистов хозяйств», — говорится в поздравительном адресе.
А. Подобедов.
Одиннадцать участников стартовавшего накануне регионального проекта «Брянские герои» ...
В Брянской области продолжается марафон «Служение», рассказывающий о людях, которые улучшают ...
Губернатор поздравил с профессиональным праздником — Днём российской науки представителей ...
Повышение квалификации специалистов, работающих с участниками СВО и их семьями, становится ...
Брянская область стала участником рекорда России на Слете послов гостеприимства. Всего в ...
В 2026 году в рамках этой программы в спортивные школы области придут 4 молодых специалиста.