В храме идет урок
В День знаний по всей стране прошли Уроки России. Для пятиклассников клинцовской средней школы № 6 этот урок состоялся в старообрядческом храме Преображения Господня, а провел его настоятель – отец Михаил. Он рассказал ребятам об основателе города Василии Клинцове, о купцах и промышленниках, внесших огромный вклад в развитие нашего города и края – ведь весь юго-запад нынешней Брянской области считался некогда старообрядческим.
Купцы старообрядческой веры были благотворителями и попечителями Клинцов. Их стараниями к посаду была проложена железная дорога, благодаря им зажглась в Клинцах первая электрическая лампочка. К сожалению, захоронения этих благонравных людей во времена безбожия были уничтожены, и теперь историю их жизни и благих дел приходится восстанавливать по крупицам.
Отец Михаил рассказал о традициях старообрядчества и истории своей церкви – самой старой в Клинцах. Священник показал детям редчайшие иконы, древние реликвии, поведал их историю. В храме хранится уникальный мощевик, содержащий частицы 60-ти христианских святынь, в числе которых: частицы Гроба Господня, Креста Господня и Ризы Господней, частицы Ризы Богородицы и Пояса Богородицы, частицы святых мощей Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеймона, святителя Спиридона Тримифунтского.
Огромную ценность представляют шитый жемчугом и бисером «Апостол», старинное, шитое бисером и жемчугом архиерейское облачение, дореформенные богослужебные печатные книги, иконы 18-19 веков.
Есть в храме достаточно необычная икона епископам Конону и Геронтию. Конон, епископ Клинцовский и Новозыбковский, служил в храме Преображения Господня. Сюда же приезжал на богослужения епископ Петроградский и Тверской Геронтий. Они пострадали за веру, подверглись репрессиям и провели в тюрьмах более 30 лет. За твердость в вере и мучения за нее оба священника были канонизированы.
Дети с большим интересом рассматривали необычные тяжелые книги в кожаных переплетах, написанные старославянским языком. Одна из них, времен царя Алексея Михайловича, издана в 1666 году. Другая, еще более древняя, по преданию, написана самим Иоанном Грозным. Более новые, но не менее важные богослужебные книги печатались уже в Клинцах и Стародубе.
Школьники не просто увидели крюковые печатные книги, но и услышали древнее песнопение по крюкам, бывшее некогда основным богослужебным песнопением на Руси. Пел не только сам отец Михаил, но и его дочери.
Детям рассказали о старообрядческой культуре, показали одежду и быт старообрядцев. Женщины в этой вере ходят в сарафанах и платках, которые не завязывают, а закалывают булавкой. Мужчины ходят в косоворотках, носят длинные бороды, на богослужение надевают кафтаны. Именно так были одеты присутствовавшие в это час в храме матушка Севастьяна, дочери Анастасия, Василиса, Любовь и сын Марк.
Однако не следует думать, что старообрядцы – темные и забитые люди, которые сами оградились от мира. В древней вере уделяется огромное внимание воспитанию молодежи. Подрастающее поколение учат миру и взаимопониманию, учат доказывать добрые помыслы не на словах, а благими делами.
С неподдельным интересом рассматривали школьники на церковном дворе огромный черный камень, покрытый старославянским письмом. Некогда он находился на могиле купца Михаила Борисовича Кубарева – фактически основателя храма Преображения Господня, даровавшего средства на строительство сруба деревянного храма. Он был похоронен на старообрядческом кладбище, которое богоборцы разрушили и превратили в парк имени Дзержинского. Могила Кубарева утрачена, но надмогильный камень, пусть и поврежденный, удалось найти и перенести на территорию храма.
Рядом с камнем находится поклонный крест, освященный недавно во время посещения Клинцов митрополитом Корнилием. В основании креста – могильный камень другого клинцовского старообрядца-благотворителя Иоанна Патрикеевича Машковского, который даровал средства на приобретение земли под строительство храма Преображения Господня. Он был похоронен на территории Преображенского Никольского монастыря. В годы гонений на веру его могила также оказалась оскверненной и уничтоженной, но спустя годы могильный камень был обретен и установлен на территории храма.
К сожалению, в местном краеведческом музее информация об истории старообрядчества в Клинцах практически отсутствует, поэтому отец Михаил очень хотел бы создать музей старообрядчества на территории церкви. Похожий музей существует в белорусской Ветке, но здесь будет нечто большее – живая культура представителей этой веры, живые традиции, которые невозможно увидеть ни в одном музее.
П. Александров.