Пускай клинцовским автокранам сопутствует зеленый светофор
Пришел я на КАЗ в июне 2000 года, а в сентябре возглавил отдел кадров. Завод находился в крайне тяжелом положении.
Если многие предприятия города уже не работали, то, благодаря тогдашнему руководству во главе с Анатолием Петровичем Огневым, наше еще выпускало продукцию.
Предпринималось все возможное, чтобы остаться на плаву. В период с 1985 по 1995 годы шла интенсивная разработка и выпуск товаров народного потребления, а также различных приспособлений для сельского хозяйства – всего около сорока наименований. Расчет с потребителями в основном шел бартером из-за отсутствия у них денежных средств. Полученные товары через заводской магазин продавались рабочим в счет погашения долгов по заработной плате. Долго так продолжаться не могло. Для дальнейшей работы завода нужны были большие финансовые вливания.
Реанимировать завод взялся деловой и серьезный инвестор – ООО «Кудесник» во главе с Олегом Константиновичем Зеленским. Сегодня этот человек является председателем совета директоров. Он принципиальный руководитель, обладающий неиссякаемой творческой энергией. Зеленский прекрасно ориентируется в сложной обстановке, всегда настраивает идти вперед. Помню, докладывал я ему как-то о проблемах и трудностях комплектования кадрами, а он мне очень спокойно говорит: «Николай Михайлович, все это оставь для своих мемуаров, когда их будешь писать, а сейчас только вперед, и ни шагу назад».
В период нашего становления Зеленский очень часто приезжал на завод и одним из обязательных его вопросов была укомплектованность кадрами. Личная инициатива Зеленского основывалась тогда на создании в сжатые сроки при отделе кадров учебно-курсового пункта с организацией двух участков, укомплектованных оборудованием и преподавателями, – механического (подготовка токарей и фрезеровщиков) и сварочного. В течение двух месяцев они были запущены, а в отделе кадров к этому времени сформированы списки желающих пройти обучение.
Задача в те времена стояла одна: резко наращивать выпуск шестнадцатитонных автокранов. При этом параллельно решались вопросы их модернизации, разработки новых моделей, обеспечения выполнения договорных обязательств, повышения качества выпускаемой техники. Все это дало возможность надежно занять место на рынке сбыта автокранов, а также поднять заработную плату работникам завода.
Пришлось столкнуться и со сложностями. Требовались большие денежные вложения в ремонт оборудования, приобретение недостающего и на срочный ввод в строй сборочного корпуса площадью 5 500 квадратных метров. Без последнего невозможно было бы обеспечить рост выпуска кранов (на тот момент стоял один каркас). Требовались также средства на обучение, аттестацию и допуск рабочих к работам по производству автокранов, на выплату долга по зарплате.
Существовала еще одна отдельная проблема – большая нехватка кадров практически во всех подразделениях завода. Она возникла из-за высокой текучести. На мой взгляд, главная причина в том, что в период с 1990 по 2000 годы в стране царила полная анархия, процветали пьянство, наркомания и безработица. В этих условиях росла наша молодежь, и многие из них считали, что это нормальный образ жизни. Поэтому приходящим на завод молодым специалистам работать по восемь часов без нарушений трудовой дисциплины оказывалось не под силу.
Понимая сложность ситуации, руководство предприятия вынужденно в этой обстановке принимать самые жесткие меры наказания за пьянство, воровство, опоздания, прогулы. Многим это приходилось не по душе, и они сразу уходили. Некоторым мы помогали принять решение, чтобы они не разлагали коллектив. Каких только разговоров ни приходилось слышать в городе о заводе: мол, там полнейший беспредел в соблюдении трудового законодательства и многое другое.
Но мы твердо стояли на своем, понимая, что другого выхода у нас нет, придерживаясь пословицы «Собака лает, а караван идет». Решая все эти сложные задачи, коллектив уверенно двигался вперед, и доказательством этому – цифры выпуска автокранов: в 1999-м году – 17, в 2000-м – 118, в 2001-м – 242, в 2002-м – 319, в 2003-м – 363, в 2004-м – 522, в 2005-м – 627.
Непрерывно шла модернизация изделий, разработка и выпуск новых моделей. Был разработан пакет локально-нормативных документов в рамках трудового законодательства, которые определили порядок работы на заводе и стимулирования. Одновременно велась работа по открытию сервисных центров для обслуживания выпускаемой техники и обучение за счет завода их менеджеров.
Финансовая деятельность завода прозрачна. Это – уплата всех форм налога, стопроцентные отчисления в Пенсионный фонд, оплата отпусков, сверхурочных. Получение зарплаты только через кассу завода, никаких побочных ведомостей не существовало. А ведь сегодня многие руководители коммерческих фирм ради своей выгоды выдают минимальную зарплату своим работникам официально, а остальную часть в «конвертах», при этом их не волнует, что начислят в итоге его работнику при расчете основного и радиационного отпусков, больничных листов, при оформлении пенсии. Ведь в расчетах всегда берется основная зарплата.
Уже с 2001 года стало традицией проведение Дня машиностроителя, праздничных огоньков для ветеранов войны и труда завода на День Победы и День машиностроителя. Присваивается звание «Ветеран труда завода», проводится конкурс «Лучший по своей профессии». Предприятие активно участвует в различных благотворительных акциях.
Хочу отметить руководителей подразделений, которые внесли большой вклад в развитие предприятия. Это начальник сборочно-малярного участка Михаил Васильевич Пчела, начальник инструментального участка Николай Николаевич Киселев, старший мастер нестандартного оборудования отдела главного механика Валентин Алексеевич Черненок, инженер по теплохозяйству, вентиляции и кондиционированию отдела главного энергетика Николай Николаевич Колбас, начальник отдела материально-технического снабжения Сергей Иванович Шлык, главный инженер Виктор Григорьевич Первый, главный конструктор Кирилл Владимирович Гаврилов, начальник литейного участка Виталий Петрович Пчеленок.
В 2008 году завод торжествен- но отметил свой день рождения – восьмое десятилетие. У проходной установлен памятник «Первому автокрану АК-75». В 2012 отмечен еще один юбилей – 50-летие выпуска первого крана, состоялось открытие заводского музея. Этот год для жителей Клинцов и работников завода также знаменательный — исполняется 310 лет городу и 55 лет со дня выпуска первого автокрана. Второе событие завод будет отмечать 6 октября.
Уже много лет АО «КАЗ» – ведущее предприятие города и один из промышленных лидеров в области. На заводе трудятся 1 300 человек. Нас хорошо знают на рынке сбыта, где наша доля составляет более 30 процентов продаж автокранов, выпускаемых в России.
Наши конструкторы и технологи внедряют в производство новые модели и передовые технологии. Предприятие хорошо знают в Министерстве обороны.
В свое время местный поэт Владимир Селезнев написал такие строки: «Пускай всегда клинцовским автокранам сопутствует зеленый светофор». Хочется, чтобы так было всегда. Пользуясь случаем, поздравляю клинчан с 310-летием города, а работников завода с 55-летием выпуска первого крана. Желаю всем семейного благополучия, здоровья и успехов.
Н. Хлюстиков,
менеджер по персоналу АО «КАЗ».